"Горячая" линия
Телефонная справочная линия

старше 16

Управление консультирует граждан в рамках Всемирного дня прав потребителей


15.03.2019

15 марта 2019 года отмечается Всемирный день прав потребителей, который в этом году проходит под девизом: «Цифровой мир – надёжные смарт-устройства».

Появление «умных» технологий приносит много возможностей для потребителей, однако существуют некоторые серьезные причины для беспокойства: отсутствие безопасности или обнаружение всевозможных сетевых уязвимостей или утечек информации, нарушение конфиденциальности личных данных и нераскрытие информации о рисках, а также отсутствие ясности в отношении того, кто несет ответственность при возникновении возможных убытков.

Главным трендом роста потребительского рынка становится цифровизация общества, появление культуры не только оплаты услуг и товаров онлайн, но и активное использование новых технологий распознавания лиц и отпечатков пальцев, геолокационных и облачных сервисов, связанных между собой цифровых продуктов и смарт-устройств, виртуальных помощников, обладающих искусственным интеллектом.

В рамках Всемирного дня прав потребителей сотрудниками Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, территориальных отделов и консультационных пунктов и центра для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» в общеобразовательных, средних специальных, высших учебных учреждениях городов и районов республики проводятся лекции, учебные и факультативные занятия, классные часы, беседы, тематические потребительские уроки по указанной теме, с проведением анкетирования и раздачей печатной информационной продукции в виде буклетов и брошюр о различных аспектах защиты прав потребителей.

За 2018 год в Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан поступило на рассмотрение 6724 обращений граждан по вопросу защиты прав потребителей, в том числе в сфере дистанционной торговли – 310.

Напоминаем, что приобретать товар дистанционным способом рекомендуется только у того продавца, который представляет информацию о себе (название организации, адрес и другие сведения), во избежание возможных сложностей при возврате или обмене товара.

Согласно п. 21 Правил продажи товаров дистанционным способом, потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение 7 дней.

В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара.

При передаче товара с нарушением условий договора, касающихся количества, ассортимента, качества, комплектности, тары и (или) упаковки товара, покупатель может не позднее 20 дней после получения товара известить продавца об этих нарушениях (п. 27 Правил продажи товаров дистанционным способом).

В случае, если товар передан ненадлежащего качества, потребитель имеет те же права, что и при покупке товара обычным способом, то есть следует руководствоваться ст.ст. 18-24 Закона о защите прав потребителей, а также п.п. 28-31 Правил продажи товаров дистанционным способом.

При недостижении соглашения с продавцом по вопросам имущественного характера, спор подлежит разрешению в судебном порядке (ст. 17 Закона о защите прав потребителей).

Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору потребителя в суд по месту:

•        нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;

•        жительства или пребывания истца;

•        заключения или исполнения договора.

За 2018 год Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан подано 279 исков в защиту прав потребителей, удельный вес удовлетворенных таких исков составил 99,1 %. Присуждено денежных средств в пользу потребителей 5863,7 тыс. руб., из них компенсация морального вреда 334 тыс. руб.

В судах дано 200 заключений по делу, из них в 99,4 % случаев полностью или частично удовлетворены требования потребителей. Присуждено денежных средств в пользу потребителей – 10943,8 тыс. руб.

На информационном портале ГИР ЗПП, модуль «Новости» и «Справочник потребителя» размещены материалы, проекты претензий, исковых заявлений (http://zpp.rospotrebnadzor.ru/handbook/torg/forms).

В рамках профилактики правонарушений информация о правах и обязанностях бизнес-сообщества и потребителей доводится до хозяйствующих субъектов в рамках проведения акций «День открытых дверей для предпринимателей» и публичного обсуждения обзора правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований. Очередные акции состоятся 21 марта 2019 года приглашаем юридических лиц и индивидуальных предпринимателей принять участие в указанных мероприятиях.

Напоминаем, что Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан проводится «горячая линия» по защите прав потребителей к Всемирному дню прав потребителей до 25 марта 2019 г. по телефону 8-800-700-90-30 (звонок бесплатный), который работает ежедневно (понедельник-пятница) с 10.00 до 16.00 часов местного времени, перерыв с 12.00 до 12.45 (звонок бесплатный). По состоянию на 15 марта 2019 г. в Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан обратилось 125 человек. Консультации можно получить и в общественной приемной Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Рихарда Зорге, д. 58, каб. 106 с 13:00 до 16:00 часов, а также оставив обращение лично в Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, либо в форме электронного документа на сайте http://02.rospotrebnadzor.ru.


Вернуться в раздел