"Горячая" линия
Телефонная справочная линия

старше 16

Об обобщении практики правоприменения при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в области обеспечения радиационной безопасности


27.01.2020

Одним из приоритетных направлений деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан является реализация Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утв. Президентом РФ 13 октября 2018 г. № 585. В рамках указанного направления основными задачами является обеспечение радиационной безопасности населения, последовательное снижение до социально приемлемого уровня риска техногенного воздействия на население и окружающую среду при использовании источников ионизирующего излучения, предупреждение чрезвычайных ситуаций и аварий на радиационно опасных объектах.

За соблюдением требований радиационной безопасности в 2019 г. проверено 98 медицинских организаций (2018 г. – 95), осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения (ИИИ), из них 35 медицинских организаций стоматологического профиля (2018 г. – 27). Проверено 30 промышленных предприятий (2018 г. – 45), использующих ИИИ. С применением лабораторно-инструментальных методов исследований обследовано 113 объектов (79%) медицинских организаций (2018 г. – 59 или 62%), использующих ИИИ, и 22 (73%) промышленных предприятий (2018 г. – 29 или 65%), использующих ИИИ. Все объекты, осуществляющие на территории Республики Башкортостан деятельность с использованием источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случаев, если они используются в медицинской деятельности), лицензированы. По результатам контрольно-надзорных мероприятий юридических лиц, использующих ИИИ, выявлены нарушения требований санитарного законодательства в области обеспечения радиационной безопасности в медицинских организациях –361 (2018 г. – 153), на промышленных предприятиях – 121 (2018 г. – 100). За несоблюдение требований радиационной безопасности возбуждено 157 дел об административных правонарушениях, наложено 116 мер административного наказания (2018 г. – 60), из них:

деятельность промышленных предприятий, использующих ИИИ, в виде административного штрафа – 25 и предупреждения - 2;

деятельность медицинских организаций, использующих ИИИ, в виде административного штрафа – 84 и предупреждения - 5.

38 дел об административных правонарушениях направлено на рассмотрение в судебные органы (2018 г. – 17), по которым судами принято решение о назначении административного наказания в виде административного штрафа – 12 (2018 г. – 9), в виде административного приостановления деятельности – 20 (2018 г. – 7) и предупреждения – 2 (2018 г. – 1).

Доля предупреждений в общем количестве мер административного наказания составила 6% и по сравнению с 2018 г. (1,8%) увеличилась в связи с необходимостью снижения административной нагрузки на бизнес.

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в порядке, установленном ч.3.2. ст.10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" проведено 5 предварительных проверок по поступившей информации о нарушениях санитарно-эпидемиологических требований и 5 мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

По результатам государственного контроля (надзора) юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям выдано 110 предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований, из них 99 - по результатам плановых проверок и 11 - по результатам внеплановых проверок.

В ходе проведения надзорно-контрольных мероприятий, наиболее распространенными нарушениями санитарного законодательства в области обеспечения радиационной безопасности на промышленных предприятиях, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, являются:

- непроведение или нарушение порядка проведения организации и проведения радиационного контроля, в том числе посредством лабораторно-инструментальных исследований на рабочих местах в нарушение требований Федерального закона от 9 января 1996 г. №3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности», СанПиН 2.6.1.3164-14 «Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при рентгеновской дефектоскопии»;

- не проводится измерение мощности амбиентного эквивалента дозы рентгеновского излучения на рабочих местах персонала в нарушении требований СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности», СанПиН 2.6.1.3164-14 «Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при рентгеновской дефектоскопии»;

- не проводится определение размеров зоны ограничения доступа в нарушение СанПиН 2.6.1.3164-14;

- нарушение периодичности осмотра и электротехнического испытания рентгеновских дефектоскопов в нарушение   требований СанПиН 2.6.1.3164-14;

- отсутствует регистрация результатов производственного радиационного контроля в специальном журнале в нарушение СанПиН 2.6.1.3164-14;

- не устанавливаются контрольные уровни, не утверждаются и не согласовываются с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор порядок проведения радиационного производственного контроля план мероприятий по защите персонала в случае радиационной аварии в нарушение Федерального закона от 09.01.1996 г. №3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" порядок проведения радиационного производственного контроля, СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности».

В медицинских организациях, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, выявляются следующие элементарные нарушения общего характера:

- непроведение или нарушение порядка проведения организации и проведения радиационного контроля, в том числе посредством лабораторно-инструментальных исследований на рабочих местах;

- в рентгенодиагностических кабинетах передвижные и индивидуальные средства радиационной защиты не имеют маркировку в нарушение требований СанПиН 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований»;

- при проведении сложных рентгенологических исследований (ангиография, рентгеноэндоскопия, исследование детей, пациентов в тяжелом состоянии и т.д.) не весь работающий в процедурной (ренгтенооперационной) персонал использует индивидуальные средства защиты, соответственно индивидуальный дозиметрический контроль лиц, периодически участвующих в проведении специальных рентгенологических исследований (хирурги, анестезиологи и др.), не проводится так же как и для персонала группы А, оценка доз облучения данного контингента не осуществляется в нарушение требований СанПиН 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований», СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности»;

- в случае сдачи индивидуальных дозиметров в экспертную организацию для считывания показаний, персонал выполняет работу с источниками ионизирующего излучения без учета индивидуальной дозиметрии, соответственно не производится учет в полном объеме накопленных доз персоналом в нарушении СанПиН 2.6.1.1192-03, СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности» (ОСПОРБ-99/2010);

- отсутствие санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий работы с источниками ионизирующего излучения санитарным правилам в нарушение СанПиН 2.6.1.1192-03, СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности» (ОСПОРБ-99/2010).

В медицинских организациях, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, выявляются следующие элементарные нарушения общего характера:

- непроведение или нарушение порядка проведения организации и проведения радиационного контроля, в том числе посредством лабораторно-инструментальных исследований на рабочих местах;

- в рентгенодиагностических кабинетах передвижные и индивидуальные средства радиационной защиты не имеют маркировку в нарушение требований СанПиН 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований»;

- при проведении сложных рентгенологических исследований (ангиография, рентгеноэндоскопия, исследование детей, пациентов в тяжелом состоянии и т.д.) не весь работающий в процедурной (ренгтенооперационной) персонал использует индивидуальные средства защиты, соответственно индивидуальный дозиметрический контроль лиц, периодически участвующих в проведении специальных рентгенологических исследований (хирурги, анестезиологи и др.), не проводится так же как и для персонала группы А, оценка доз облучения данного контингента не осуществляется в нарушение требований СанПиН 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований», СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности»;

- в случае сдачи индивидуальных дозиметров в экспертную организацию для считывания показаний, персонал выполняет работу с источниками ионизирующего излучения без учета индивидуальной дозиметрии, соответственно не производится учет в полном объеме накопленных доз персоналом в нарушении СанПиН 2.6.1.1192-03, СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности» (ОСПОРБ-99/2010);

- отсутствие санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий работы с источниками ионизирующего излучения санитарным правилам в нарушение СанПиН 2.6.1.1192-03, СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности» (ОСПОРБ-99/2010).

В целях недопущения нарушений обязательных требований по обеспечению радиационной безопасности населения Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан рекомендует работодателям организаций Республики Башкортостан:

- осуществлять проведение рентгенологических исследований в рентгеновских кабинетах в соответствии с требованиями санитарных правил;

- обеспечить производственный радиационный контроля в соответствии с Федеральным законом от 09.01.1996 г. №3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», санитарными правилами и нормативами, по результатам которого в дальнейшем разрабатывать мероприятия по обеспечению радиационный безопасности;

- организовать производственный радиационный контроль на предприятиях, осуществляющих сбор и переработку металлолома, в соответствии требований СанПиН 2.6.1.993-00 "Гигиенические требования к обеспечению радиационной безопасности при заготовке и реализации металлолома";

- поддержать на достигнутом уровне дозы облучения персонала от техногенных источников ионизирующего излучения в соответствии СанПиН 2.6.1.2523-09; СП 2.6.1.2612-10;

- обратить внимание, прежде всего, за условиями хранения и транспортировки техногенных источников ионизирующего излучения, материалов с повышенным содержанием природных радионуклидов и радиоактивных отходов в соответствии СанПиН 2.6.1.2523-09, СП 2.6.1.2612-10;

- обеспечить ежегодную достоверную радиационно-гигиеническую паспортизацию организаций в соответствии с требованиями СанПиН 2.6.1.2523-09, СП 2.6.1.2612-10.


Вернуться в раздел