"Горячая" линия
Телефонная справочная линия

старше 16

В Управлении Роспотребнадзора по Республике Башкортостан обсудили актуальные вопросы, связанные с обеспечением защиты прав потребителей в сфере предоставления финансовых услуг


19.03.2010

В Управлении Роспотребнадзора по Республике Башкортостан обсудили актуальные вопросы, связанные с обеспечением защиты прав потребителей в сфере предоставления финансовых услуг

12 марта 2010 года в Управлении Роспотребнадзора по Республике Башкортостан (далее - Управление) проведено заседание «круглого стола» на тему «Об актуальных вопросах, связанных с обеспечением защиты прав потребителей в сфере предоставления финансовых услуг». Участие в его работе приняли заместитель руководителя управления А.С. Жеребцов, заместитель начальника отдела защиты прав потребителей управления С.Р. Николаева, представители Национального банка Республики Башкортостан, ООО «Промышленно-Транспортный Банк», ОАО АКБ «Башкомснаббанк», Управления Республики Башкортостан по защите прав потребителей и контролю за оборотом и качеством алкогольной продукции, Управления по социальной поддержке населения Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан», Башкирского регионального отделения Общероссийской Общественной организации «Союз заемщиков и вкладчиков России», Башкирской республиканской общественной организации защиты прав потребителей.

В ходе «круглого стола», состоявшего накануне Всемирного дня защиты прав потребителей и отмечаемого в этом году под девизом «Наши деньги - наши права» доведена информация о практике реализации Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан полномочий по защите прав потребителей в сфере предоставления финансовых услуг.

В 2009 году проведено 14 мероприятий по надзору в отношении финансовых учреждений, осуществляющих свою деятельность по предоставлению гражданам услуг по кредитованию. Необходимо подчеркнуть о существенном изменении структуры проводимых проверок по контролю: если в 2007 году доля плановых проверок составляла - 9%, в 2008 году - 31%, то в 2009 году - она выросла до 43%, что свидетельствует о возрастании роли превентивного контроля. Кроме того, проведены 3 административных расследования.

Основными нарушениями законодательства, установленными в ходе мероприятий по надзору, являются: взимание дополнительных комиссий за открытие и ведение счетов (ссудного, текущего, при досрочном погашении кредита); навязывание услуг (возмездное обслуживания банковского счета, страхование); отсутствие у потребителя права выбора подсудности; увеличение кредитной организацией процентных ставок по кредитам, изменение тарифов без согласования с потребителем; непредставление необходимых сведений об условиях оказания услуг по кредитованию.

Рост потребительской грамотности в сфере защиты прав потребителей привел к увеличению общего количества обращений граждан. За отчетный период в Управление поступило 50 (2008 г. - 44) письменных обращений граждан в отношении кредитных организаций, предоставляющих финансовые услуги.

Основная претензия потребителей: навязывание дополнительных (сопутствующих) услуг; комиссия за досрочное погашение кредита; не предоставление необходимой информации или предоставление недостоверной информации об услугах кредитных организаций.

Большое количество жалоб поступает от граждан, заключивших договора на выделение кредита в 2006-2007 годы с такими организациями, как ЗАО «Банк Русский Стандарт», ООО «Русфинанс Банк», ОАО «Альфа-Банк» и другими.

Анализ надзорной деятельности показал, что применительно к практике применения мер административного воздействия, предусмотренных КоАП РФ в 2009 году в 2 раза увеличилось количество вынесенных постановлений о привлечении кредитных организаций к административной ответственности и в 2 раза увеличилась сумма штрафов, которая составила 99 тыс. руб.

В ходе «круглого стола» заместителем начальника отдела регистрации и лицензирования деятельности кредитных организаций Управления банковского надзора и санирования Национального банка РБ Ш.А. Даукаевым освещены проблемы незащищенности потребителей банковских услуг. Начальник юридического отдела ОАО АКБ «Башкомснаббанк» А.С. Киркин высказал мнение с позиции кредитной организации по фактам нарушений законодательства защиты прав потребителей, выявляемых Роспотребнадзором, при оказании финансовых услуг. Начальник департамента ООО «ПромТрансБанк» О.В. Зайцев сообщил о реализации комплекса мер, направленных на повышение уровня потребительской грамотности населения при предоставлении финансовых услуг. В ходе заседания заместитель председателя Башкирского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз заемщиков и вкладчиков России» А.В.Сулейманов проанализировал качество обслуживания потребителей финансовых услуг.

В целях повышения эффективности деятельности по защите прав потребителей в сфере финансовых услуг по результатам «круглого стола» принято решение:

1. Инициировать разработку законодательства о потребительском кредитовании. В частности, установление единых правил оказания финансовых услуг населению (кредитования, банковского счета и др.) возможно, путем принятия закона о потребительском кредитовании и ряда подзаконных актов - Правил оказания услуг при выдаче кредитов, Правил оказания услуг при ипотечном кредитовании и др., где четко определить обязанности исполнителя финансовых услуг перед потребителем, позволило бы снять большую часть вопросов, связанную с различным толкованием закона судами.

2. Совершенствовать технологию судебной защиты прав потребителей при обращении в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также при участии в судебных разбирательствах для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей и реализации полномочий, закрепленных ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей», в том числе (неопределенного круга потребителей) в судебных инстанциях;

3. Обеспечить реализацию комплекса мер, направленных на повышение уровня потребительской грамотности населения, в том числе за счет повышения эффективности работы общественных приемных, а также посредством координации действий консультационного центра, созданного на базе ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан»;

4. Укреплять взаимодействие с органами исполнительной власти Республики Башкортостан, местного самоуправления и общественными объединениями в целях более действенной защиты потребительских прав граждан в сфере предоставления финансовых услуг.



Вернуться в раздел