"Горячая" линия
Телефонная справочная линия

старше 16

Итоги консультирования граждан в Общественной приемной 15.03.2010 г.


18.03.2010

Итоги консультирования граждан в Общественной приемной 15.03.2010 г.

В Общественную приемную Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан 15.03.2010 г. обратились пять граждан с жалобами на нарушение их потребительских прав, из них:

  • на качество непродовольственных товаров - 3;
  • на включение в кредитный договор, а также в договор купли-продажи условий, ущемляющих права потребителей - 2.

Кроме того, обратились трое граждан с вопросами по разъяснению предоставления жилищно-коммунальных услуг, возможности расторжения заключенного договора купли-продажи технически сложного товара бытового назначения, обмена парфюмерно-косметических товаров.

По всем обращениям специалистами отдела защиты прав потребителей даны разъяснения в рамках Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон), Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), гражданам оказана помощь в составлении претензий к руководителям хозяйствующих субъектов.

Например, при ознакомлении с кредитным договором гражданина А., заключенным на потребительские нужды с одним из региональных кредитных банков в г.Уфе, выявлено включение в кредитный договор условий, ущемляющих права заемщика (потребителя) по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации.

Так, в кредитном договоре Банк обязывает заемщика заключить договор страхования на все случаи в Страховой компании. При этом объектом страхования является жизнь заемщика.

Однако, согласно п. 2 ст. 935 ГК РФ, обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина по закону. Действующее законодательство не обязывает гражданина страховать при заключении кредитного договора жизнь или здоровье. Страхование является отдельной услугой и, согласно ст. 934 ГК РФ, осуществляется за отдельную плату, что ведет к дополнительным расходам потребителя, заключающего кредитный договор.

В связи с этим, условие, предусматривающее обязанность заемщика до получения кредита застраховать свою жизнь в пользу Банка, противоречит п. 2 ст. 16 Закона, которым установлено: «Запрещается обуславливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг)....», и ущемляет права потребителя (заемщика) по сравнению с п. 2 ст. 935 ГК РФ.

Также, в кредитном договоре содержалось условие, предусматривающее право Банка в одностороннем порядке изменить размер процентной ставки за пользование кредитом, путем направления заемщику предложения об изменении условий договора. При этом, если заемщик, получив соответствующее уведомление, не выражает в течение 30 (тридцати) календарных дней своего согласия, считается, что он принял предложение Банка, и договор начинает действовать на измененных условиях.

Однако, согласно ст. 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Из п. 2 ст. 450, п. 1 ст. 452 ГК РФ следует, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или договором.

Положением Центрального Банка России от 31 августа 1998 г. № 54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» с изменениями, определен порядок изменений условий договора путем достижения соглашения сторон, то есть решение об изменении условий договора принимается обеими сторонами кредитного договора, либо в судебном порядке. Из этого следует, что данное условие кредитного договора ущемляет права потребителя по сравнению с правовыми нормами, установленными ст. 29 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» с изменениями, ст. 310, п.п. 1-2 ст. 450, п. 1 ст. 452 ГК РФ.

Кроме того, в кредитный договор включен пункт, согласно которому рассмотрение споров между Банком и физическим лицом подлежит рассмотрению в суде по месту нахождения Банка.

В силу п.п. 7, 10 ст. 29 ГК РФ и п. 2 ст. 17 Закона, иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца (потребителя) в суд по месту жительства или пребывания, либо по месту заключения или исполнения договора, по месту нахождения организации (ее филиала или представительства). То есть механизм защиты прав и законных интересов физических лиц установлен законодательством. При этом право выбора суда (которому подсудно дело) принадлежит истцу.

Предусмотрев в кредитном договоре условие о рассмотрении споров в суде по местонахождению Банка, потребителя по существу лишили права на выбор подсудности по своему усмотрению.

В общественную приемную обратился гражданин З. с претензией на качество абонентской радиостанции (сотовый телефон), приобретенной в салоне индивидуального предпринимателя, осуществляющего реализацию сотовых телефонов, бывших в употреблении, и отказавшего в ремонте телефона по истечении гарантийного срока, установленного продавцом - 14 дней.

При ознакомлении с договором купли-продажи сотового телефона (далее - Договор) выявлены факты включения в него условий, ущемляющих права потребителей по сравнению с требованиями Закона. Например, в Договоре салона указано, что «Покупатель только при предъявлении настоящего договора имеет право на безвозмездный ремонт приобретённого у Продавца товара...».

Однако ни законодательными, ни иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей не предусмотрено предъявление потребителем Договора для проведения ремонтных работ на безвозмездной основе.

Кроме того, в гарантийных условиях Договора указано, что по истечении гарантийного срока - 14 дней «претензии не принимаются!», что также противоречит требованиям действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей. В соответствии со ст. 19 Закона потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков вправе предъявить предусмотренные ст. 18 Закона требования к продавцу в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее 2 лет, и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах 2 лет, потребитель вправе предъявить продавцу требования, предусмотренные ст. 18 Закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента, а это: замена на товар этой же марки, замена на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены, соразмерное уменьшение покупной цены, безвозмездное устранение недостатков товара или возмещение расходов на их исправление или возврат уплаченной за товар суммы.

В гарантийных условиях на телефоны, бывшие в употреблении, указано «...При обнаружении недостатков товара последний принимается на техническую экспертизу без замены аппарата».

В соответствии со ст. 18 Закона экспертиза товара проводится только в случае возникновения спора о причинах возникновения недостатков товара. Первоначально, в целях выявления причин возникновения недостатков товара, проводится проверка качества товара, а не экспертиза, при этом потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.



Вернуться в раздел