"Горячая" линия
Телефонная справочная линия

старше 16

О неправомерности «фейсконтроля»


04.04.2017

В связи с поступающими обращениями граждан об отказе в допуске в организации, оказывающие услуги общественного питания, без внятного объяснения причин («фейсконтроль»), Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан разъясняет, что согласно ч.2 ст.19 Конституции Российской Федерации, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Согласно п.3 ст.426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные п.4 ст.445 ГК РФ: сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.

Вышеуказанное, также отражено в Правилах оказания услуг общественного питания, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г. №1036, согласно которым, исполнитель обязан оказать услугу любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением заказать услугу, на условиях, согласованных сторонами (п.16).

При этом, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Судом учитывается степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (ст.151 ГК РФ).

Ст.15 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" предусмотрено, что моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Таким образом, применяемое организациями ограничение допуска граждан, так называемый «фейсконтроль», является противозаконным, ущемляет права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей.

В случае нарушения гражданских прав, Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан рекомендует гражданам защищать права в данном вопросе и обращаться в суды.

Чтобы подтвердить факт отказа в допуске в организации, потребители вправе ссылаться на сведения, являющиеся доказательствами по делу, которые могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей.

В соответствии с взаимосвязанными положениями ч.1 ст.47 ГПК РФ и п.5 ст.40 Закона о защите прав потребителей, орган государственного надзора может быть привлечен судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Указанное означает, что в случае обращения в суд (до вынесения судом первой инстанции решения по существу спора), граждане (потребители) вправе заявить ходатайство о привлечении Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, как уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей, для дачи заключения по гражданскому делу в целях осуществления возложенных на управление функций по защите прав, свобод и законных интересов потребителей.

В случае если заведение осуществляет закрытое мероприятие, по приглашениям, либо же объявлены условия, к примеру, «вход только в смокингах», «белая вечеринка», «вход только в карнавальных костюмах», в этом случае отказ в допуске в заведение в какой-либо иной одежде может быть ограничен на законных основаниях.

По всем вопросам и для получения подробной консультации можно позвонить по телефону горячей линии Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан 8-800-100-47-67 с понедельника по пятницу с 10:00 до 16:00 часов местного времени.


Вернуться в раздел