"Горячая" линия
Телефонная справочная линия

старше 16

У ИСТОКОВ ОБРАЗОВАНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН


07.09.2017

Исторически сложившееся понятие «защита прав потребителей» впервые введено Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», но необходимость создания механизма гражданско-правовой защиты прав населения возникла в далекие 30 годы.

Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 11 августа 1930 года №307 в Народном комиссариате внешней и внутренней торговли СССР образовалась Госинспекция по качеству продуктов, в состав которой наряду с Госхлебинспекцией включили Плодоовощную, Шерстяную, Лубяную, Кондитерскую, Табачную и Кожевенную инспекции. На протяжении своей истории становления и расширения полномочий, функций инспекция неоднократно меняла свою структуру и ведомственную принадлежность.

До 1993 года существовала Государственная инспекция по качеству товаров и торговле по РСФСР, которая осуществляла контроль за предприятиями и организациями оптовой и розничной торговли всех систем и ведомств, находящихся на территории РСФСР. Объем работы инспекторов был велик: не допускать приемки, поставки и продажи населению продовольственных и промышленных товаров, вырабатываемых с нарушением: государственных стандартов, технических условий, утвержденных образцов, производственных рецептур, технологических инструкций, и другой технической документации, включая правила упаковки, маркировки, внешнего оформления и обеспечения товарного вида изделий. Силами инспекторского состава осуществлялись проверки условий хранения, качества товаров народного потребления непосредственно на промышленных предприятиях, базах, складах и в экспедициях.

В целях предотвращения попадания на потребительский рынок некачественной продукции государственный орган имел право издавать приказы о прекращении отгрузки и запрещении приемки таких товаров торгующими организациями, вводить особый режим их приемки. Давать заключения по проектам стандартов, республиканских и ведомственных технических условий и другой технической документации на готовую продукцию. Оформлять согласование ведомственных технических условий по продовольственным и промышленным товарам народного потребления, на которые не были установлены государственные стандарты или республиканские технические условия РСФСР, а также образцов товаров, подлежащих выпуску.

В случае выработки промышленными предприятиями продукции с завышенным качеством, подмены сортности, повышения оптовых и (или) розничных цен, а также нарушения хозяйствующими субъектами правил торговли и общественного питания, выразившиеся в обсчете, обвешивании, обмеривании, несоблюдении других обязательных требований, инспекция выносила решение об изъятии излишне полученных сумм в доход Государственного бюджета, наложении денежного штрафа и сообщения об этом факте в территориальный орган Министерства финансов для изъятия указанных сумм, вносила предложение вышестоящим организациям о наложении дисциплинарных взысканий на виновных лиц, смещении на низшую должность, об увольнении с работы, передавала материалы в следственные органы для привлечения к уголовной ответственности.

Перед сотрудниками инспекции стояли серьезные задачи: контроль за всеми государственными и кооперативными организациями и предприятиями оптовой, розничной торговли и общественного питания, не зависимо от их ведомственной подчиненности, по соблюдению ими установленных розничных цен и наценок, правильности отпуска товаров и расчетов с покупателями за проданные товары, состоянием и надлежащим пользованием весовыми и измерительными приборами, соблюдением установленных правил торговли и обязательных требований нормативно-правовых актов.

Вместе с тем, в полномочия государственного органа относилось и рассмотрение жалоб на низкое качество товаров, злоупотребления на предприятиях торговли и общественного питания.

С течением времени функции Государственной инспекции по качеству товаров и торговле по РСФСР были реорганизованы, расширены, и к контрольно-надзорной деятельности добавилась функция государственной защиты прав потребителей. Постановлением Российской Федерации от 27 мая 1993 года № 501 «О Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации» образована Госторгинспекция.

Основными задачами государственного органа являлись:

-  государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком применения цен по отдельным группам товаров, качеством и безопасностью товаров народного потребления;

-  деятельность по искоренению злоупотреблений в торговле, общественном питании и недопущению поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров.

Госторгинспекция осуществляла взаимодействие с органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля и надзора, в том числе с Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, Министерством здравоохранения Российской Федерации, Государственным антимонопольным комитетом Российской Федерации и другими органами государственного управления, осуществляющими в пределах своей компетенции контроль за соответствием качества товаров (услуг) требованиям стандартов, условиям договоров, соблюдением законодательства Российской Федерации в деле защиты прав потребителей.

Госторгинспекция являлась уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по государственному контролю в торговле и состояла из Департамента государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей - центрального аппарата Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (Департамент Госторгинспекции) и подчиненных ему территориальных органов - управлений государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (территориальные управления Госторгинспекции) в субъектах Российской Федерации.

На территории нашей республики постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 4 марта 1994 года №73 утверждено Положение о Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Республики Башкортостан.

В Территориальном управлении Госторгинспекции по Республике Башкортостан работало более 90 сотрудников и никаких филиалов (отделов) в районах города и на территории республики не существовало. В соответствии со своими функциональными обязанностями сотрудники Госторгинспекции ежегодно осуществляли более трех тысяч проверок предприятий торговли и промышленности по всей республике, в результате которых пресекались нарушения правил торговли, не допускались до потребителей некачественные товары и услуги, опасная для жизни и здоровья граждан продукция.

Инспектора успешно справлялась с поставленными перед ними задачами, за все время ее существования, благодаря профессиональным кадрам, сформировавшим еще в 70-е годы основной состав коллектива.

Госторгинспекцию возглавляли достойные, компетентные руководители, которые заложили основу действенного и эффективного контроля на промышленных, торговых предприятиях и обеспечения защиты прав потребителей.

Весомый вклад в работу службы внесли находящиеся сегодня на заслуженном отдыхе бывшие руководители Государственной инспекции по качеству товаров и торговле по РСФСР - Воронкова Лидия Марковна, Мигранов Сагит Гумирович, Территориального управления Госторгинспекции по Республике Башкортостан - Галимов Марат Мансурович, которых характеризовали любовь к службе, энтузиазм и стремление к новому. Принципиальность и настойчивость руководителей, активное использование в практике новейших методов управления, умение доводить дело до конца позволили инспекции занять достойное место в системе исполнительной власти по федеральному государственному контролю, успешно справляться с возложенными на нее функциями. Новое поколение гордится ими и до сих пор поддерживает с ними связь.

Много добрых слов благодарности и уважения за неоценимый труд хочется сказать в адрес ныне ушедших от нас Саватеевой Аллы Григорьевны и Шобуховой Лилии Михайловны, которые посвятили всю свою жизнь служению людям и исполнению функций по федеральному государственному контролю – предотвращение попадания на потребительский рынок некачественных товаров народного потребления. Всегда помогали советом и делом, служили примером для подражания всем поколениям.

В различных должностях Госторгинспекции добросовестно и безупречно трудились такие уважаемые люди, как Головачева Клавдия Михайловна, Тычина Светлана Семеновна, Ершова Тамара Ивановна, Вильданова Раиса Фаритовна, Костюченко Любовь Васильевна, Газизова Гаухар Хабибрахмановна, Яковлев Вячеслав Дмитриевич, Старцев Александр Николаевич, Арсланова Розалия Махмутовна, Болотникова Ольга Семеновна, Исангузина Зумара Рашитовна и многие другие, много сил и энергии, отдавшие профессиональной деятельности.

Начавшаяся в 2004 году административная реформа в системе и структуре органов исполнительной власти Российской Федерации затронула и Государственную инспекцию по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года №322 о создании Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20 декабря 2005 года №35 «О создании территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» образовано Территориальное управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан. В соответствии с приказом Роспотребнадзора от 21 декабря 2004 года №37 «О реорганизации территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» проведена реорганизация Территориального управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан и Территориального управления Госторгинспекции по Республике Башкортостан путем их слияния.

Квалифицированные и инициативные инспекторы Госторгинспекции продолжили трудовую деятельность в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан - Ершова Тамара Ивановна, трудившаяся 35 лет в государственной гражданской службе, а затем много лет делившиеся своим профессиональным опытом с наставниками, Дементьева Татьяна Петровна, Полянская Вера Михайловна, Вильданова Раиса Фаритовна, Тагиров Рустам Рауфович, Арсланова Розалия Махмутовна, Николаева Светлана Рифгатовна, Каспранова Эльвира Фатхулловна, Шайхутдинова Зинаида Михайловна, Сагадиева Зугра Рифовна, Юлдашева Наиля Мидхатовна, Зайнуллина Зухра Мугалимовна, Болотникова Ольга Семеновна, Исангузина Зумара Рашитовна, Сулейманова Ляля Хамзовна.

Трудятся по сей день, и оказывают помощь молодым сотрудникам в выполнении поставленных задач, внедряют опыт служебной деятельности: Русинова Татьяна Викторовна, Чернышева Наталья Васильевна, Хасанова Гузель Мухаметовна, Гизатуллина Алия Назировна, Коротун Ирина Альбертовна, Ситник Марина Викторовна, Хабибуллина Марина Вячеславовна, Шамсиярова Эльмира Габитовна. Все награждены благодарственными письмами и почетными грамотами Управления.

Это компетентные и активные служащие, требовательные и принципиальные, которые став высококвалифицированными специалистами, передали эстафету начинающим сотрудникам. Именно благодаря их профессиональной служебной деятельности был создан авторитет отдела защиты прав потребителей.

За годы служебной деятельности в Управлении под профессиональным руководством главных государственных санитарных врачей по Республике Башкортостан - Роберта Мухаметовича Такаева, Евгения Георгиевича Степанова и заместителей руководителя - Нины Саматовны Кондровой, Александра Сергеевича Жеребцова, Насимы Ахметсафиновны Кучимовой, Галины Яковлевны Перминой, отдел защиты прав потребителей продолжает добросовестно и эффективно осуществлять федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, что подтверждается нарастающими, высокими показателями и результатами по всех установленных сферах деятельности Управления.



Вернуться в раздел