"Горячая" линия Горячая линия: 8-800-700-90-30
старше 16

Памятка для потребителей по вопросам приобретения товара на «цифровом рынке»


07.03.2018

Столь широко распространенное в настоящее время понятие «цифровые рынки» охватывает, в том числе деятельность, направленную на реализацию товаров дистанционным способом, то есть посредством сети «Интернет».

На законодательном уровне вышеуказанная деятельность подлежит регулированию различными нормативными актами, к числу которых можно отнести Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей), Правила продажи товаров дистанционным способом, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 г. №612 (далее - Правила).

При просмотре потребителем в сети «Интернет» информационной площадки продавца с выставленными товарами в первую очередь необходимо обратить внимание на наличие необходимой информации о продавце и продукции.

Так, согласно п. 8 Правил продавец до заключения договора розничной купли-продажи обязан предоставить покупателю достоверную информацию о полном фирменном наименовании и адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, об основных потребительских свойствах товара, цене и условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

После заказа товара (подачи заявки на его приобретение) потребитель обладает правом возврата товара надлежащего качества независимо от послужившего для этого основания.

Сроки возврата товара надлежащего качества:

  • в любое время до его передачи;

  • в течение 7 дней - после передачи;

  • в течение 3 месяцев с момента передачи товара – в случае непредоставления информации о порядке и сроках возврата товара в письменной форме в момент доставки товара.

Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия его покупки. Отсутствие у покупателя указанного документа не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения продукции у данного продавца.

Срок удовлетворения продавцом требования о возврате товара – 10 дней со дня предъявления.

Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденный постановлением Правительства Российской федерации от 19 января 1998 г. № 55, к дистанционному способу продажи товаров применению не подлежит.

Права потребителей при продаже товара ненадлежащего качества

Потребитель по своему выбору вправе потребовать:

  • безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление покупателем или третьим лицом;

  • соразмерного уменьшения покупной цены;

  • замены на товар аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

  • отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Сроки устранения недостатков товара (ст. 20 Закона о защите прав потребителей):

  • незамедлительно (минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа) – если срок устранения не определен в письменной форме соглашением сторон;

  • не более 45 дней - если срок устранения определен в письменной форме соглашением сторон.

Сроки для удовлетворения требования о замене товара (ст. 21 Закона о защите прав потребителей):
  • 7 дней со дня предъявления требования – общий срок;

  • в течение 20 дней со дня предъявления требования - при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом;

  • в течение месяца со дня предъявления требования - если у продавца в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар.

Срок удовлетворения требования о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом либо о возврате уплаченной за товар денежной суммы - 10 дней со дня предъявления соответствующего требования (ст. 22 Закона о защите прав потребителей).

Ответственность продавца за нарушение сроков

За нарушение вышеуказанных сроков продавец уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

В целях оперативного реагирования на обращения граждан, путем разъяснения законодательства в области защиты прав потребителей, жители Республики Башкортостан могут обратиться за консультационной помощью по телефону «горячий линии» 8-800-700-90-30, который работает каждый рабочий день (понедельник-пятница) с 10-00 до 16-00 часов местного времени, с перерывом на обед с 12-00 до 12-45, звонок бесплатный.

Также каждый четверг с 13.00 до 16.00 часов местного времени специалисты отдела защиты прав потребителей проводят консультирование граждан по вопросам защиты прав потребителей в приемной Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан по адресу: 450054, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Рихарда Зорге, д. 58 и в территориальных отделах (адреса и телефоны размещены на сайте Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в модуле «горячие линии территориальных отделов»).

Для составления претензий, исковых заявлений в судебные инстанции жители Республики Башкортостан могут обратиться в Консультационный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Цюрупы, д. 25, телефон 8 (347) 287-85-18 и его филиалы.

Кроме того, при оформлении претензии, искового заявления потребитель вправе воспользоваться проектами претензий, исковых заявлений, размещенных на информационном портале ГИР ЗПП, модуль «Справочник потребителя».


Вернуться в раздел