"Горячая" линия
Телефонная справочная линия

старше 16

Изменения в проведении проверок по защите прав потребителей


19.03.2021

Нормативные акты Российской Федерации, содержащие положения об основаниях и порядке проведения мероприятий по контролю в сфере защиты прав потребителей, за последнее время претерпели значительные изменения.

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2020 г. №1351 внесены изменения в Положение о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2012 г. № 412, предусматривающие, что при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей плановые проверки изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров, владельцев агрегаторов информации о товарах (услугах) не проводятся. Данный акт Правительства Российской Федерации вступил в силу 17 сентября 2020 г.

Тем не менее, в данной области проводятся внеплановые документарные и выездные проверки с определенными изменениями, а также сравнительно новое мероприятие по контролю - контрольные закупки как ситуативные меры реагирования.

В части организации внеплановых проверок, основанием проведения которых является нарушение прав потребителей, напоминаем о необходимости соблюдения потребителем при обращении в Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан следующих условий, закрепленных ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»:

1.   Письменная форма обращения с указанием полных и достоверных сведений о заявителе (если обращение в форме электронного документа - с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации);

2.   Наличие в обращении достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований в области защиты прав потребителей, и достаточных данных о фактах нарушения прав потребителя;

3.   Обращение заявителя за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены.

Таким образом, законодатель определил, что для защиты  своих прав через государственный  надзор, потребителю необходимо соблюсти обязательный  претензионный порядок,  несоблюдение которого послужит отказом  в проведении проверки по обращению.

Исключением в части соблюдения претензионного порядка является нарушение продавцом требований, предъявляемых к маркировке товаров.

При осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в настоящее время также наделено полномочием по проведению контрольной закупки.

Контрольная закупка представляет собой мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям. Проводится без предварительного уведомления проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при соблюдении вышеуказанных требований, предусмотренных для организации внеплановой проверки (обращение к субъекту предпринимательской деятельности за защитой нарушенных прав).

Правила организации и проведения контрольной закупки при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора) более детально указаны в постановлении Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2018 года №1398.

Данное мероприятие по контролю обладает высокой степенью эффективности в подтверждении нарушения прав потребителя. Эффективность, в первую очередь, заключается во внезапности мероприятия, то есть в невозможности подготовиться субъекта предпринимательской деятельности к моменту проведения осмотра, оценки, фиксации потенциального объекта правонарушения, также в непосредственном участии должностного лица контролирующего органа в процессе осуществления продавцом (исполнителем) действий по реализации товара, выполнению работы либо оказанию услуги.

По всем вопросам можно обратиться по телефону «горячей линии» Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан: 8 800 700 90 30. Телефоны территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан размещены на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан (http://02.rospotrebnadzor.ru).


Вернуться в раздел