"Горячая" линия
Телефонная справочная линия

старше 16

Особенности продажи непериодических изданий


22.12.2014

Особенности продажи непериодических изданий

Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан информирует, что в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. №2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. №55 утверждены Правил продажи отдельных видов товаров (далее – Правила продажи), раздел XVII которых регламентирует особенности продажи непериодических изданий.

Указанный раздел Правил продажи дает расшифровку понятия непериодическое издание – это книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые издания, календари, буклеты, а также издания, воспроизведенные на технических носителях информации.

Следует отметить, что согласно Общероссийскому классификатору продукции, утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30 декабря 1993 г. №301, к книгам и брошюрам отнесена, в том числе литература учебная (код ОКП 95 3005). Таким образом, реализаций учебной литературы, также регулируется разделом XVII Правил продажи.

При реализации таких товаров допускается обозначение цены на каждом выставленном для продажи экземпляре издания.

Реализуемые непериодические издания, помимо наименования и автора должны содержать: сведения об адресе, наименовании издателя, сведения об основных потребительских свойствах товара, а также выходные сведения в соответствии с требованиями стандартов (в частности ст.8 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» ТР ТС 007/2011, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. №797); сведения о порядке осуществления предварительного заказа на приобретение непериодических изданий, если такая форма торговли применяется продавцом.

По требованию покупателя продавец предоставляет имеющуюся в его распоряжении справочно-библиографическую информацию о выпущенных непериодических изданиях.

Непериодические издания до размещения в местах продажи должны пройти предпродажную подготовку, которая включает в себя осмотр товара с целью проверки по внешним признакам отсутствия дефектов (полиграфического брака, повреждений) и наличия необходимой информации об издании, а также комплектацию полагающимися приложениями и суперобложкой. У изданий, воспроизведенных на технических носителях информации, дополнительно проверяется целостность упаковки каждой единицы товара и наличие фирменного знака издателя (изготовителя).

Следует учитывать, что в соответствии с п.1 ст.16 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее – Закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию) при розничной реализации непериодических изданий, запрещенных для детей, на их обложках не должна содержаться информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей. 

Однако допускается оборот информационной продукции в виде учебников и учебных пособий, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в соответствии с законодательством об образовании без обозначения категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей (подпункт 1 п. 4 ст.11 Закона о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию).

Продавец должен ознакомить покупателя с содержанием изданий и проверить качество оплаченных товаров. Для этого магазины, продающие издания, которые воспроизведены на технических носителях информации, обязаны иметь соответствующую аудио-, видео- или компьютерную аппаратуру.

Правила продажи также устанавливают особенности продажи многотомного непериодического издания по подписке, выходящего в свет отдельными томами. В данном случае реализация осуществляется на основании письменного договора, который включает в себя фирменное наименование (наименование), место нахождения (юридический адрес) продавца, фамилию, имя, отчество и место жительства покупателя, наименование многотомного издания, количество томов, входящих в издание, цену издания, конечный срок передачи издания в целом, порядок оплаты, порядок уведомления покупателя о поступивших в продажу томах, срок получения очередного тома после уведомления. В договор может быть включено условие о задатке.

Особо следует отметить, что непериодические издания включены в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, таким образом, данная продукция входит в исключения ст.25 Закона о защите прав потребителей, дающей право потребителю на обмен товара надлежащего качества.


Вернуться в раздел