"Горячая" линия
Телефонная справочная линия

старше 16

О платежных терминалах


21.01.2016

Современный век характеризуется совершенным и прогрессивным техническим развитием. Сегодня полностью отпала необходимость посещения банковского отделения для оплаты кредита или проверки баланса. Все больше современных людей предпочитают осуществлять платежи посредством использования разнообразных электронных систем – платежных терминалов. Это намного удобнее, чем традиционный поход в банк с его постоянными очередями, ведь сегодня у потребителя на беготню в поисках касс для оплаты кредитов и счетов за Интернет совсем нет времени, а терминал – он рядом, практически на каждом шагу.

В связи с осуществлением платежей посредством использования платежных терминалов («QIWI», «Амиго» и др.) участились обращения граждан с жалобами о несвоевременном зачислении или не поступлении денежных средств по назначению.

Возникает необходимость в возврате электронного платежа плательщику. Перед потребителем встает вопрос – как вернуть деньги с «электронного кошелька».

Деятельность по приему платежей физических лиц с использованием платежного терминала регулируется Федеральным законом от 3 июня 2009 г. №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Закон №103-ФЗ).

Юридический термин «платежный терминал» закреплен в ст.2 Закона №103-ФЗ и обозначает устройство для приема платежным агентом от плательщика денежных средств, функционирующее в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица платежного агента.

При этом плательщик-это физическое лицо, потребитель, а платежный агент – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц, а также оператор по приему платежей либо платежный субагент.

Прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа.

В соответствии с ч.2 ст.5 Закона №103-ФЗ кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, а также содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа – кассовый чек; наименование оплаченного товара (работ, услуг); общую сумму принятых денежных средств; размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком, в случае его взимания; дату, время приема денежных средств, номера кассового чека и контрольно-кассовой техники; адрес места приема денежных средств; наименование и место нахождения платежного агента, принявшего денежные средства, и его идентификационный номер налогоплательщика; номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом.

Сам же платежный терминал должен обеспечивать в автоматическом режиме предоставление плательщикам следующей информации: об адресе места приема платежей; наименовании и месте нахождения оператора по приему платежей и платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом, а также их идентификационных номеров налогоплательщика; наименовании поставщика; реквизитах договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и поставщиком, а также реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и платежным субагентом в случае приема платежа платежным субагентом; размере вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору по приему платежей и платежному субагенту в случае приема платежа платежным субагентом, в случае взимания вознаграждения; способах подачи претензий; номерах контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом; адресах и номерах контактных телефонов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей.

При возникновении претензий относительно зачисления внесенных в платежный терминал денежных средств, плательщикам необходимо обращаться к платежному агенту по реквизитам, указанным в кассовом чеке, а при отсутствии чека- по реквизитам, указанным на платежном терминале с указанием наименования и места нахождения платежного агента, даты, времени приема денежных средств.

Способ обращения возможен в любой форме, подтверждающей факт обращения – в электронной, например претензия на сайте платежного агента-владельца терминала, посредством заказного письма с уведомлением по юридическому адресу организации.

Если же платежный агент не удовлетворяет требования потребителя в претензионном порядке, возникший спор подлежит разрешению только в рамках гражданского судопроизводства.

Руководствуясь изложенным, считаем необходимым обратить внимание потребителей, что пользоваться стоит только услугами тех терминалов, на которых указано название компании-владельца и номер контактного телефона. Следует внимательно читать предупреждающие надписи на устройстве по приему денежных средств, а также обращать внимание на размер комиссионного вознаграждения, указанного на терминале и в чеке. В случае возникновения сомнений в «надежности» терминала обойти его стороной и воспользоваться услугами банковских организаций.



Вернуться в раздел