Необходимым условием чтобы обращения потребителей, права которых нарушены, могли стать законным основанием для проведения внеплановой проверки является подтверждение потребителем (заявителем) в его обращении факта того, что до обращения в Роспотребнадзор (территориальный орган) он обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены (новая редакция подпункта «в» пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 277-ФЗ).
Таким образом, внеплановые проверки, организация и проведение которых регламентированы положениями ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, проводятся только после обязательного обращения потребителя с соответствующим требованием к хозяйствующему субъекту (предварительный претензионный порядок).
Не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки обращения и заявления не позволяющие установить лицо, обратившееся в Роспотребнадзор (территориальный орган), и обращения и заявления, направленные в форме электронных документов, без авторизации в единой системе идентификации и аутентификации.