"Горячая" линия
Телефонная справочная линия

старше 16

О несогласии граждан с начислениями размера платы за отопление


02.02.2021
В настоящее время в Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан поступают обращения потребителей о несогласии с начислениями размера платы за отопление в платежных документах по оплате за коммунальные услуги, в связи с чем, Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан считает необходимым разъяснить следующее.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).

В полномочия Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, в соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10 июля 2012 г. № 748, не входит осуществление государственного контроля (надзора) за исполнением Правил предоставления коммунальных услуг.

Государственный контроль (надзор) за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным настоящими Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (п. 161 Правил предоставления коммунальных услуг).

Согласно п. 4.1 Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору от 24 декабря 2014 г. № 616 осуществление регионального государственного жилищного надзора является полномочием Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору.

В силу п. 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013  г. №  493 предметом проверок при осуществлении государственного жилищного надзора является соблюдение обязательных требований, в том числе к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.

В случае сомнений в правильности начислений размера платы за коммунальные услуги, собственники жилых помещений вправе обратиться к исполнителю услуг (ресурсоснабжающая организация, управляющая организация), который, в свою очередь, обязан производить проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя (при наличии). В случае если проведение такой проверки непосредственно при обращении потребителя невозможно, проверка может производиться в срок, определенный по договоренности потребителя и исполнителя, но не превышающий 1 месяц со дня обращения потребителя. Документы по результатам проверки предоставляются потребителю способом, согласованным потребителем и исполнителем, не позднее 5 рабочих дней после завершения такой проверки (пп. «д» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг).

При отказе исполнителя услуг в удовлетворении предъявленных требований, собственники жилых помещений вправе обратиться в письменной форме в Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору по адресу: Республика Башкортостан г. Уфа, ул. Ст. Халтурина, д. 28, а также путем направления обращения посредством электронной почты через электронную приемную органов власти Республики Башкортостан, либо государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ).
   
Также в поступающих обращениях граждане указывают на нарушения их прав как потребителей, ссылаясь на Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», в связи с чем, потребителей информируем о следующем.

Материалы проверок, проведенных органами регионального государственного жилищного надзора в рамках, установленных Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», могут рассматриваться Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан как возможное основание для реализации таких функций, как обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей. Кроме того, вышеуказанные материалы могут служить поводами к возбуждению должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан (применительно к полномочиям, установленным КоАП РФ) дела об административном правонарушении, если они содержат достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ).

При подтверждении нарушений жилищного законодательства в ходе контроля и надзора, обеспеченных Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, и при поступлении материалов проверки, Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан могут применяться меры административного воздействия в рамках вверенных полномочий, а также реализована такая функция, как судебная защита нарушенных прав потребителей.


Вернуться в раздел