"Горячая" линия
Телефонная справочная линия

старше 16

О требованиях к маркировке и безопасности парфюмерно-косметической продукции


31.07.2013

О требованиях к маркировке и безопасности парфюмерно-косметической продукции

В связи с поступающими обращениями граждан, приобретающих парфюмерно-косметическую продукцию, на которой информация о составе указана с использованием букв латинского алфавита, Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан разъясняет.

Парфюмерно-косметическая продукция (ПКП) – вещество или смеси веществ, предназначенные для нанесения непосредственно на внешний покров человека (кожу, волосяной покров, ногти, губы и наружные половые органы) или на зубы и слизистую оболочку полости рта с единственной или главной целью их очищения, изменения их внешнего вида, придания приятного запаха, и/или коррекции запаха тела, и/или защиты, и/или сохранения в хорошем состоянии, и/или ухода за ними.

После завершения формирования в 2007 году Таможенного союза и создания единой таможенной территории Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан начался процесс формирования договорно-правовой базы Таможенного союза, способствующий сближению и унификации законодательства сторон.

Государствами-участниками в целях достижения единства принципов и правил технического регулирования разработаны технические регламенты.

Так, Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 г. №799 принят технический регламент Таможенного союза ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» (далее - ТР ТС 009/2011), который вступил в силу с 1 июля 2012 г.

Как определено в Федеральном законе от 27.12.2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании», обязательные для применения и исполнения требования к продукции и связанным с ней процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации могут устанавливаться только в технических регламентах, а до их вступления в силу - действующими иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, но только в части, соответствующей целям технического регулирования:

-  защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

-  охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

-  предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;

-  обеспечения энергетической эффективности.

Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.

Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от вида нормативного правового акта, которым они приняты, страны и (или) места происхождения продукции или осуществления связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями, в том числе потребителями.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2012 г. №989 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным органом Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований ТР ТС 009/2011.

В п.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 г. №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при перечислении отдельных видов договорных отношений с участием потребителей, которые регулируются специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права, Пленумом Верховного Суда Российской Федерации определено, что Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами (в данном случае именно ТР ТС 009/2011 является специальной нормой, регулирующей правоотношения с участием покупателей (потребителей) косметической продукции).

В соответствии с п.3 ст.1 ТР ТС 009/2011, данный регламент устанавливает требования к парфюмерно-косметической продукции, а также на связанные с ней процессы производства, в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно ее назначения и безопасности.

П.9 ст.5 ТР ТС 009/2011 закрепляет требования к маркировке парфюмерно-косметической продукции, в том числе и то, что список ингредиентов может быть представлен либо на государственном(ых) или официальном языке(ах) государств – членов Таможенного союза, в которых осуществляется реализация парфюмерно-косметическая продукция, либо в соответствии с международной номенклатурой косметических ингредиентов с использованием букв латинского алфавита.

На товары, выпущенные ранее вступления в силу вышеуказанного технического регламента, распространялись аналогичные требования относительно информации о составе изделия (п.4.5.5 ГОСТ 51391-99 «Изделия парфюмерно-косметические. Информация для потребителей. Общие требования». В соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 г. №2300-I«О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) требования данного ГОСТ являются обязательными).

Оценка соответствия парфюмерно-косметической продукции проводится путем государственной регистрации с выдачей свидетельства о государственной регистрации продукции и подтверждения соответствия в форме декларирования на основании доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра), аккредитованной в установленном порядке в государствах-членах ТС, и собственных доказательств.

В соответствии с ТР ТС 009/2011 сертификаты соответствия, выданные или принятые в отношении продукции до дня вступления в силу Технического регламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 1 июля 2014 года.


Вернуться в раздел