"Горячая" линия
Телефонная справочная линия

старше 16

О защите прав потребителей услуг связи


16.10.2012

О защите прав потребителей услуг связи

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан, принимая во внимание увеличивающееся количество обращений граждан с жалобами на операторов различных услуг связи, обращает внимание потребителей (абонентов) услуг связи на отдельные аспекты правового регулирования правоотношений в указанной сфере.

Отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), Законом Российской Федерации от 07.02.1992 г. №2300-I«О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи, определяет Федеральный закон от 07.07.2003 г. №126-ФЗ «О связи» (далее – Закон «О связи»).

Положениями ст.55 Закона «О связи» предусмотрен порядок подачи пользователями услуг связи жалоб и предъявления претензий, а также установлены правила их рассмотрения операторами связи.

При этом п.4 ст.55 Закона «О связи» предусмотрен обязательный досудебный порядок предъявления претензий в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи.

Претензии предъявляются в сроки, определенные в п.5 ст.55 Закона «О связи», с обязательным приложением копии договора об оказании услуг связи или иного удостоверяющего факт заключения договора документа, а также иных документов, которые необходимы для рассмотрения претензии по существу и в которых должны быть указаны сведения о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору об оказании услуг связи, а в случае предъявления претензии о возмещении ущерба – о факте и размере причиненного ущерба (п.6 ст.55 Закона «О связи»).

Претензия должна быть рассмотрена не позднее чем через шестьдесят дней со дня ее регистрации. О результатах рассмотрения претензии лицу, предъявившему претензию, должно быть сообщено в письменной форме (ст.56 и п.7 ст.55 Закона «О связи»).

При отклонении претензии полностью или частично либо неполучения ответа в установленные для ее рассмотрения сроки пользователь услугами связи имеет право предъявить иск в суд (п.9 ст.55 Закона «О связи»).

 

Отношения в области почтовой связи помимо Закона «О связи» регулируются Федеральным законом от 17.07.1999 г. №176-ФЗ «О почтовой связи» (далее – Закон «О почтовой связи»), а отношения в области международной почтовой связи могут регулироваться решениями международных почтовых организаций, участником которых является Российская Федерация.

Порядок предъявления претензий оператору почтовой связи установлен положениями ст.37 Закона «О почтовой связи».

Также следует иметь в виду, что взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи, а также права и обязанности указанных операторов и пользователей регламентированы Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 г. №221.

Отношения между абонентом, пользующимся услугами подвижной связи, и оператором связи при оказании услуг подвижной радиосвязи и (или) услуг подвижной радиотелефонной связи регламентированы Правилами оказания услуг подвижной связи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 г. № 328.

При ненадлежащем предоставление услуг кабельного телевидения, потребителям (абонентам) следует руководствоваться Правилами оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 г. №785.

Правоотношения между гражданами-абонентами услуг связи и операторами связи по поводу предоставления услуг доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет, регулируются Правилами оказания телематических услуг связи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 г. №575.

Правовое регулирование других видов услуг связи также осуществляется постановлениями Правительства Российской Федерации:

- от 18.05.2005 г. №310 «Об утверждении Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи»;

- от 15.04.2005 г. №222 «Об утверждении Правил оказания услуг телеграфной связи»;

- от 23.01.2006 г. №32 «Об утверждении Правил оказания услуг связи по передаче данных»;

- от 06.06.2005 г. №353 «Об утверждении Правил оказания услуг связи проводного радиовещания».


Вернуться в раздел