"Горячая" линия
Телефонная справочная линия

старше 16

О возврате парфюмерно-косметической продукции


19.06.2015

В адрес Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан (далее – Управление) все чаще поступают обращения граждан, связанные с приобретением парфюмерно-косметической продукции.

Суть обращений сводится к тому, что придя по телефонному приглашению в салон для получения бесплатной косметической процедуры и поддавшись на уговоры, граждане принимают решение купить косметику, стоимость которой составляет значительную сумму. Наличными такой суммы зачастую с собой не бывает и на возражение «таких денег нет» тут же поступает предложение расплатиться в рассрочку. Предложения звучат примерно так: «пенсионерам скидка», «сегодня акция 30% от стоимости» или «только для Вас...», «исключительно натуральный состав косметики, необыкновенные свойства и ошеломляющие результаты».

В итоге вместо договора с оплатой в рассрочку граждане подписывают договор купли-продажи и кредитный договор.

Как правило, на следующий день, внимательно прочитав документы, потребители понимают, что внезапная дорогостоящая покупка пробивает непоправимую брешь в домашнем бюджете, пытаются вернуть парфюмерно-косметические средства продавцу, но поздно: мышеловка с «бесплатным сыром» уже захлопнулась. Продавцы отказываются расторгать договор купли-продажи.

После отказа граждане начинают обращаться в разные органы и инстанции с просьбой расторгнуть договор купли-продажи и кредитный договор, мотивируя тем, что вместо одного средства подсунули другое, косметикой не пользовались и даже не открывали, на маркировке потребительской упаковки косметических товаров отсутствует информация о противопоказаниях к применению, информация об импортере, а также информация о составе продукции, производителе и его адресе на русском языке, а также, что находясь в непонятном состоянии под воздействием комплекса факторов (расслабляющая музыка, необычные запахи, активно предлагаемые травяные чаи), как загипнотизированные подписали договоры.

В этой связи Управление разъясняет следующее:

1. Парфюмерно-косметические средства надлежащего качества(которые не были использованы, сохранены потребительские свойства) не подлежат обмену и возврату, так как они включены в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. №55.

2. Продавец обязансвоевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (ст.10 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. №2300-I«О защите прав потребителей»).

Кроме того при продаже товаров покупателю предоставляется возможность самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с необходимыми товарами. Покупатель вправе осмотреть предлагаемый товар (п.17 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. №55).

3. Маркирование парфюмерно-косметической продукции проводится путем нанесения информации для потребителя в виде надписей, цифровых, цветовых и графических обозначений на потребительскую тару, этикетку, ярлык. При наличии к парфюмерно-косметической продукции сопроводительной информации (ярлыка), то на продукцию наносится графический знак в виде кисти руки на открытой книге.

Маркировка парфюмерно-косметической продукции должна содержать, в том числе, наименование и место нахождения организации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя, если изготовитель не принимает претензии сам на территории государства-члена ТС, то есть в том случае если изготовитель не принимает претензии сам на территории государства-члена ТС, указывается информация об уполномоченном представителе изготовителя либо импортере.

Список ингредиентов (состав) может быть представлен в соответствии с международной номенклатурой косметических ингредиентов (INCI) с использованием букв латинского алфавита. Наименование изготовителя, его место нахождение также могут быть указаны с использованием букв латинского алфавита, то есть не на русском языке (технический регламент Таможенного союза ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» принят Решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. №799).

4. В Гражданском Кодексе Российской Федерации закреплены правовые основания признания судом сделок недействительными, в том числе и совершенных под влиянием заблуждения (ст.167, ст.178 ГК РФ) или совершенных под влиянием обмана, угрозы (ст.179 ГК РФ). Однако установить такого рода факты можно только в рамках судебного производства. При рассмотрении спора в гражданском судопроизводстве каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств.

5. Органы Роспотребнадзора не вправе в административном порядке понуждать хозяйствующий субъект(косметический салон, банк и т.д.) выполнять имущественные требования потребителей (расторгнуть договор, вернуть денежные средства), поскольку таким правом обладают исключительно судебные органы.

На основании вышеизложенного рекомендуем:

1. Перед посещением косметических салонов, офисов продаж необходимо собрать наиболее полную и достоверную информацию о хозяйствующем субъекте (юридическом лице или индивидуальном предпринимателе) с которым планируете вступить в договорные отношения.

2. Осмотреть товар самостоятельно или при помощи продавца, внимательно прочитать информацию на маркировке продукции.

3. Заказ на косметологические, косметические услуги скрепляется договором оказания услуг, приобретение косметической продукции – договором купли-продажи. Кредитный договор является самостоятельной сделкой (т.е. юридически друг от друга эти договора не зависят), Вы вступаете во взаимоотношения с банком, а все, что в устной форме Вам было сказано во время спа процедур (рассрочка) не будет иметь значения в процессе дальнейшего развития событий. Расторжение договора купли-продажи не влечет за собой автоматического расторжения или прекращения кредитного договора.

Никогда не подписывать договоры, не прочитав их, при этом обращать внимание на абзацы напечатанные мелким шрифтом.

4. При оформлении кредита закон дает Вам время обдумать сделку, то есть не обязательно подписывать индивидуальные условия кредитного договора сразу, Вы можете принять решение в течение пятидневного срока (п.7 ст.7 Федерального закона от 21.12.2013 №353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»).

Помните об этом и не спешите ставить свою подпись, чтобы не совершить необдуманных поступков!


Вернуться в раздел