В связи с участившимися обращениями граждан о реализации топлива ненадлежащего качества на автозаправочных станциях Республики Башкортостан, Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан разъясняет, что отношения по договору розничной купли-продажи с участием граждан-потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ), Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее по тексту – Закон о защите прав потребителей), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 14 Закона о защите прав потребителей вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме.
При обнаружении неисправности в автомототранспортном средстве, возникшей после заправки автомототранспортного средства, необходимо незамедлительно обратиться с претензией в письменной форме к руководству организации, которой принадлежит автозаправочная станция, с приложением копии кассового чека, являющегося подтверждением факта приобретения топлива именно на данной автозаправочной станции.
Однако если чек не сохранен, это не лишает права предъявить претензию, поскольку факт приобретения топлива можно доказать и другими способами, например: свидетельскими показаниями лиц, находившихся с потребителем в момент заправки автотранспортного средства.
В претензии к организации, владеющей автозаправочной станцией, необходимо указать дату приобретения топлива, марку и объем. Далее изложить сведения о неисправностях, возникших в автомототранспортном средстве после заправки некачественным топливом, приложить копии подтверждающих документов, и потребовать возмещения убытков, причиненных вследствие продажи топлива ненадлежащего качества.
Убытки возмещаются в срок, установленный ст. 22 Закона о защите прав потребителей для удовлетворения соответствующих требований потребителя (десять дней со дня предъявления требования).
Подтверждением суммы убытков может являться счет на оплату ремонтных работ, или, если ремонт уже произведен, квитанции об оплате.
Претензию организации владеющей автозаправочной станцией необходимо передать под отметку о получении, в случае отказа в получении нарочно, направить претензию на юридический адрес организации заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае если автомототранспортное средство направлено на ремонт в автосервисное предприятие, то до начала ремонта следует пригласить представителей автозаправочной станции (телеграммой), для проведения осмотра и изъятия пробы топлива.
В случае же отказа организацией владеющей автозаправочной станцией в удовлетворении требований в добровольном порядке, и истечения установленных сроков для удовлетворения соответствующих требований, рекомендуем воспользоваться судебной защитой потребительских прав.
Кроме того, по вопросу реализации топлива ненадлежащего качества рекомендуем обратиться с заявлением в отдел (инспекцию) в Республике Башкортостан Приволжского межрегионального территориального управления «Росстандарт» (г. Уфа, бульвар Ибрагимова, д. 82), в соответствии с положением о Приволжском межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, утвержденном приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 августа 2010 г. № 2920, мероприятия по государственному метрологическому надзору, государственному контролю и надзору за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, технических регламентов и иных нормативных правовых актов, осуществляются ПМТУ Росстандарта на территории.
В случае несогласия организации владеющей автозаправочной станцией с причинами возникновения недостатков автомототранспортного средства, то по соглашению сторон возможно назначение независимой экспертизы.
Расходы на проведение экспертизы несет организация, владеющая автозаправочной станцией, однако если в результате экспертизы установлено, что неисправности автомототранспортного средства возникли вследствие иных обстоятельств не связанных с заправкой топлива, потребитель обязан возместить организации, владеющей автозаправочной станицей расходы на проведение экспертизы, а также иные связанные с ее проведением расходы.
Тем не менее, это не лишает потребителя возможности оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
За консультативной помощью по возникающим вопросам можно обратиться по телефону горячей линии Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан: 8-800-700-30-58.