"Горячая" линия
Телефонная справочная линия

старше 16

Итоги деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей в 2015 г.


15.03.2016

Деятельность Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в 2015 году осуществлялась в соответствии с Планом основных направлений деятельности и организационных мероприятий Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан на 2015 год.

При проведении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей проведено 3418 проверок и 28 административных расследований (2014 г. – 3212 проверок, 27 – административных расследований). Доля плановых проверок составила 39,5% (1350), внеплановых – 60,5% (2068).

Наибольшее количество проверок проведено в сфере розничной торговли – 2029, что составляет 59,4% от общего количества проверок, из них 55,0% (1115 проверок) в организациях розничной торговли непродовольственными товарами.

Выявлено 16 093 нарушения, что в 1,2 раза больше, чем в 2014 г. (13 029)

Наибольшее количество нарушений выявлено при проверке деятельности субъектов в сфере розничной торговли – 10 302 или 64% от всех выявленных нарушений, при оказании услуг общественного питания – 1722 (10,7%), медицинских услуг – 905 (5,6%), бытового обслуживания населения – 831 (5,2%), образовательных услуг – 460 (2,9%) и туристских услуг – 416 (2,6%).

За нарушения законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей в отношении виновных лиц вынесено 3964 постановления о назначении административного наказания (2014 г. – 3196 постановлений), в том числе 779 постановлений о назначении административного наказания в виде предупреждения и наложено 3185 административных штрафов на сумму 15,51 млн. руб. (2014 г. – 624 постановления в виде предупреждения и 2572 административных штрафа на сумму 9,51 млн. руб.)

Для устранения выявленных нарушений выдано 3004 предписания, подано в суд 197 исков. В правоохранительные органы направлен 1 материал для возбуждения уголовного дела.

О нарушении прав потребителей поступило 7750 обращений граждан, что больше прошлогоднего показателя на 5,7% (2014 г. – 7332).

Обращения на деятельность розничной торговли составляют 49,9% от общего количества обращений (2014 г. – 54,3%), на оказание услуг – 38,5% (2014 г. – 41,8%), на прочие виды деятельности – 11,6% (2014 г. – 3,9%).

По всем обращениям даны разъяснения норм действующего законодательства Российской Федерации в соответствии и в срок, установленный Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Немаловажное значение в обеспечении защиты прав потребителей приобретает деятельность по содействию потребителям в реализации их права на судебную защиту.

Принято участие в 192 судебных процессах и даны заключения по делам в целях защиты прав потребителей, что меньше прошлогоднего показателя в 1,4 раза (2014 г. – 261). Однако отказов нет, по всем рассмотренным заявлениям (184 заключения) вынесены судебные решения в пользу потребителей (2014 г. – 98,5% удовлетворены требования потребителя).

По судебным делам присуждено в пользу потребителей 3796,9 тыс. руб. и компенсация за моральный вред, причиненный потребителям, составляет 198,1 тыс. руб. Наибольшая сумма денежных средств 2174,3 тыс. руб. присуждена в пользу потребителей в сфере розничной торговли непродовольственными товарами.

Увеличилось количество поданных исков в суд в защиту прав потребителей на 8,8% от показателя прошлого года и составило 267 исков (2014 г. – 240 исков), в том числе иски в защиту законных прав неопределенного круга потребителей увеличились на 15,1% и составили 236 исков (2014 г. – 205 исков). Иски в защиту конкретного потребителя незначительно уменьшились – 31 иск (2014 г. – 35 исков).

На розничную торговлю продовольственными и непродовольственными товарами подано 174 иска, оказание жилищно-коммунальных услуг – 31, деятельность организаций услуг общественного питания – 17, услуг бытового обслуживания населения – 13, туристских – 11, медицинских услуг – 9, других видов деятельности – 6, образовательных услуг, услуг технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств по 2 иска, по 1 иску на предоставление транспортных услуг и долевого строительства.

Удельный вес удовлетворенных исков, поданных в защиту прав потребителей от их общего числа, рассмотренных судами, составляет 100% или 235 исков (2014 –98,2%, рассмотрен 191 иск, 187 исков удовлетворены).

Присуждено денежных средств в пользу потребителей 1255,7 тыс. руб., из них компенсация морального вреда 65,3 тыс. руб. (2014 г. – 2087,4 тыс. руб. и 98,0 тыс. руб. соответственно).

Положительный результат предупреждения нарушений прав потребителей дает повышение уровня потребительской грамотности населения.

С целью информирования населения и организаций в сфере защиты прав потребителей должностные лица Управления приняли участие в 542 выступлениях в СМИ.

Увеличилось количество выступлений по телевидению и радио на 12,7% (2015 г. – 62 теле- и радиопередачи, 2014 г. – 55), подготовленных материалов печатных изданий, памяток, буклетов и другой наглядной информации на 43,3% (2015 г. – 119; 2014 г. – 83). В целях привития интереса к изучению основ законодательства о защите прав потребителей, формирования правовой культуры, в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, средне-технического образования и в высших учебных учреждениях городов и районов республики организованы учебные занятия, тематические потребительские уроки, классные часы, лекции, беседы и научно-практические конференции.

В Управлении с 2009 г. действует «горячая линия», посредством которой осуществляется консультирование граждан по всем вопросам, относящимся к компетенции Роспотребнадзора. В отчетном году в области защиты прав потребителей проконсультировано 3961 потребитель, что на 27,4% больше 2014 года (3109 граждан).

Совместно с органами местного самоуправления и другими заинтересованными организациями проведены выездные консультации для потребителей в крупных торговых центрах г.Уфы и республики.

Начиная с 2012 г. продолжает работу Консультационный совет по взаимодействию с общественными организациями при Управлении.

Для обеспечения координации деятельности по дальнейшему формированию и совершенствованию на региональном уровне эффективной системы защиты потребительских прав граждан принято участие в следующих мероприятиях:

заседания Межведомственной комиссии по защите прав потребителей при Правительстве Республики Башкортостан по вопросам «Реализация технических регламентов Таможенного союза, устанавливающих требования к качеству и безопасности продукции» и «Соблюдение законодательства в сфере защиты прав потребителей при оказании медицинских услуг»;

заседания Межведомственной комиссии по содействию в защите прав и законных интересов граждан, пострадавших вследствие неисполнения застройщиком обязательств по строительству многоквартирных домов на территории Республики Башкортостан при Правительстве Республики Башкортостан;

заседания комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Республике Башкортостан при Правительстве Республики Башкортостан;

заседания Межведомственной рабочей группы по противодействию преступлениям в сфере экономики при Прокуратуре Республики Башкортостан;

заседания Экспертного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;

заседания Экспертного совета Агентства по туризму Республики Башкортостан и других мероприятиях.

Соблюдение законодательства в области защиты прав потребителей находится на постоянном контроле Управления.


Вернуться в раздел