"Горячая" линия
Телефонная справочная линия

старше 16

Итоги федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей за 2017 год


01.02.2018

При проведении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей в 2017 г. проведено 1738 проверок и 33 административных расследования (2016 г. – 2593 проверки и 52 административных расследования). Доля плановых проверок (507) составила 29,2%, внеплановых (1231) – 70,8 %) (2016 г. – доля плановых проверок (594) составила 22,9 %, внеплановых (1999) – 77,1 %).

Снижение числа внеплановых проверок обусловлено внесением изменений в пп. «в» п.2 ч. 2 и ч.3 ст.10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Наибольшее количество проверок в области защиты прав потребителей проведено в сфере розничной торговли – 985, что составляет 56,7%от общего количества проверок, в организациях, оказывающих образовательные услуги – 269 проверок (15,5 %), организациях общественного питания – 167 проверок (9,6 %), , в организациях, оказывающих медицинские услуги, осуществлено 89 проверок (5,1 %).

По итогам федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей в 2017 году при проведении проверок выявлено 7158 нарушений, что на 31%меньше по сравнению с 2016 годом (10 375). Уменьшение общего числа нарушений по сравнению с предыдущим годом обусловлено снижением общего числа проверок на 33%.

Из общего количества нарушений 3930 (54,9 %) выявлено по статьям Закона «О защите прав потребителей», 1695 (23,7%) – нарушения требований, установленных международными договорами Российской Федерации (технические регламенты Таможенного союза, Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) и 1661 (23,2 %) – нарушения иных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации.

Наибольшее количество нарушений выявлено при проверке деятельности субъектов в сфере розничной торговли – 4355 (60,8%от общего количества нарушений). В структуре нарушений выделяются такие как:

·     отсутствие книги отзывов и предложений;

·     отсутствие Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. №55;

·     отсутствие информации о продавце, режиме его работы на вывеске организации;

·     отсутствие или ненадлежащее оформление ценников на товары;

·     отказ в предоставлении товарно-сопроводительной документации на товары;

·     отсутствие информации о государственной регистрации физического лица как индивидуального предпринимателя, наименовании зарегистрировавшего его органа в удобных для ознакомления потребителем местах;

·     отсутствие предусмотренной информации о товаре;

·     реализация изделий из натурального меха без контрольных (идентификационных) знаков, с непригодными контрольными (идентификационными) знаками; с внесением в информационный ресурс маркировки недостоверных сведений о товаре.

Изъято из оборота 4,9 тыс. ед. некачественных непродовольственных товаров на сумму 3,4 млн. руб.

При оказании услуг общественного питания выявлено 933 нарушения (13%). В структуре нарушений выделяются:

·     отсутствие информации о государственной регистрации физического лица как индивидуального предпринимателя, наименовании зарегистрировавшего его органа, на вывеске - фирменное наименование (наименование) организации, место ее нахождения (адрес), тип, класс и режим работы;

·     отсутствие необходимой и достоверной информации об оказываемых услугах, обеспечивающих возможность их правильного выбора, например, сведения о весе (объеме) порций готовых блюд продукции общественного питания, сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания) и составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов);

·     в оформленных квитанциях отсутствует необходимая информация о наименовании исполнителя, виде услуги, условиях оплаты, условия выполнения услуги, ответственность сторон, должность лица, ответственного за прием и оформление заказа, подпись лица, принявшего заказ;

·     отсутствует возможность ознакомления с меню, прейскурантами и условиями обслуживания как в зале, так и вне зала обслуживания, проверки объема (массы) предлагаемой потребителям продукции общественного питания.

В сфере образовательных услуг выявлено 843 нарушения (11,8 %). В структуре нарушений можно выделить:

·     включение в договор условий, ущемляющих права потребителей;

·     отсутствие или неполное предоставление информация об организации-исполнителе, об адресе и режиме работы, о предоставляемых услугах, в том числе о стоимости (цене), условиях приобретения образовательных услуг;

·     обман потребителей.

Всего за нарушения законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей в 2017 г. на виновных лиц вынесено 2265 постановлений о назначении административного наказания (2016 г. – 3058 постановлений), в том числе вынесено 1114 постановлений о назначении административного наказания в виде предупреждения и наложено 1151 административных штрафов на сумму 8,9 млн. руб. (2016 г. – 847 постановлений в виде предупреждения и 2211 постановления на сумму 14,1 млн. руб.).

Судами принято решение о привлечении к административной ответственности и назначении административного наказания по 209 делам об административных правонарушениях, из них назначено 83 административных штрафа и 91 административный штраф с конфискацией (в 2016 г. назначено 63 административных штрафа и 26 административных штрафа с конфискацией).

При проведении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей в 2017 г. вынесено 69 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, что на 60,8% больше чем в 2016 г. (в 2016 г. – 27).

Осуществлено 1738 мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, из них посредством наблюдения за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети «Интернет» и СМИ - 431 и наблюдения за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по предоставлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом – 1307 мероприятий.

С целью прекращения нарушений обязательных требований в области защиты прав потребителей по результатам проведенных проверок выдано 1368 предписаний, подано в суд 142 иска (2016 г. – 225 исков).

В судах дано 166 заключений по делу, требования потребителей удовлетворены в 100% случаев (2016 г. - 164 заключения по делу, из них в 99,3%удовлетворены требования потребителей). Присуждено денежных средств в пользу потребителей 6801,6 тыс. руб., из них компенсация морального вреда – 200,3 тыс. руб. (в 2016 г. присуждено денежных средств в пользу потребителей 9042,7 тыс. руб., из них компенсация морального вреда – 329,3 тыс. руб.).

Подано 265 исков в суд в защиту прав потребителей (2016 г. – 275 исков), из них в защиту неопределенного круга потребителей – 211, в защиту конкретного потребителя – 53 и в защиту группы потребителей – 1. Рассмотрено 213 исков в защиту прав потребителей, из них в защиту неопределенного круга потребителей – 166, в защиту конкретного потребителя – 46 и в защиту группы потребителей – 1. Удовлетворено (в том числе частично) 212 исков в защиту прав потребителей, из них в защиту неопределенного круга потребителей – 165, в защиту конкретного потребителя – 46 и в защиту группы потребителей – 1. Присуждено денежных средств в пользу потребителей 5041,8 тыс. руб., из них компенсация морального вреда 125,7 тыс. руб.

Одной из основных форм информирования предпринимательского сообщества является размещение информации на официальном сайте Управления www.02.rospotrebnadzor.ru и Государственном информационном ресурсе в сфере защиты прав потребителей www.zpp.rospotrebnadzor.ru.

На Государственном информационном ресурсе в сфере защиты прав потребителей в период с 01.01.2017 по 31.12.2017 размещены 83 новостных материала, 196 судебных решений в разделе «судебная практика»;

За отчетный период с участием Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан и представителей финансовых учреждений, хозяйствующими субъектами экономической деятельности, в том числе осуществляющими оборот продукции подлежащей техническому регулированию проведены 3 «круглых стола», 3 совещания, 1 рабочая встреча, 2 форума, 2 семинара, конференция и 4 акции «День открытых дверей для предпринимателей».

В целях недопущения нарушений обязательных требований законодательства в области защиты прав потребителей Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан рекомендует участникам экономической деятельности соблюдать требования законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, своевременно следить за изменениями нормативно-правовых актов, а также посещать «Дни открытых дверей для предпринимателей», семинары, встречи, круглые столы, проводимые Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан.


Вернуться в раздел