"Горячая" линия
Телефонная справочная линия

старше 16

Итоги судебной практики по защите прав потребителей 2017 год


20.02.2018

Защита прав потребителей определяется как одна из важнейших социально значимых функций государства, и возложена она именно на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, поэтому  осуществление в том числе судебной защиты прав потребителей объективно является одним из приоритетных направлений деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан.

Важное значение в обеспечении защиты прав потребителей имеет содействие потребителям в реализации их права на судебную защиту. Так в 2017 г. в судах дано 166 заключений по делу, из них в 100% случаев полностью или частично удовлетворены требования потребителей. Присуждено денежных средств в пользу потребителей 6801,6 тыс. руб., из них компенсация морального вреда – 200,3 тыс. руб.

Подано 265 исков в суд в защиту прав потребителей, из них в защиту неопределенного круга потребителей, в защиту конкретного потребителя – 53 и в защиту группы потребителей – 1.

Следует отметить, что управлением формируется тенденция увеличения деятельности по защите прав конкретного потребителя, которая является убедительным фактором эффективности данной формы в судебной защите населения.

Рассмотрено 213 исков в защиту прав потребителей, из них в защиту неопределенного круга потребителей – 166, в защиту конкретного потребителя – 46 и в защиту группы потребителей – 1.

Удельный вес удовлетворенных исков, поданных в защиту прав потребителей, от рассмотренных судами, составляет 99,5% или 212 исков (в 2016 году 98,7% или 221 иск). Присуждено денежных средств в пользу потребителей 5041,8 тыс. руб., из них компенсация морального вреда 125,7 тыс. руб. (2016 год - 734,1 тыс. руб., из них компенсация морального вреда 85,1 тыс. руб.).

Положительный результат предупреждения нарушений прав потребителей дает повышение уровня потребительской грамотности населения.

В числе удовлетворенных судом в 2017 году требований потребителя справедливо указать исковое заявление о прекращении противоправных действий МБДОУ Детский сад №303 ГО город Уфа Республики Башкортостан (далее – Детский сад №303) в отношении неопределенного круга потребителей.

Требования мотивированы тем, что Детский сад №303 заключал договоры об оказании платных образовательных услуг с ущемлением прав потребителей в части определения способа внесения денежных средств в счет исполнения обязательств.

Также учреждением Детского сада № 303 осуществлялась деятельность по оказанию платных образовательных услуг при отсутствии в наглядной и доступной форме в удобном для обозрения месте необходимой и достоверной информации об оказываемых услугах, стоимости и условиях приобретения услуг, правилах и условиях эффективного и безопасного использования, что является нарушением требований норм законодательства о защите прав потребителей.

В результате рассмотрения гражданского дела о прекращении противоправных действий учреждением Детского сада №303 в отношении неопределенного круга потребителей требования Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан об обязанности довести решение суда до сведения потребителей путем размещения его копии в «уголке потребителя» удовлетворены в полном объеме.

Также, Управление обратилось в суд в интересах неопределенного круга потребителей с исковыми требованиями к Обществу с ограниченной ответственностью «Идилия» (далее - Общество).

В ходе проведения внеплановой выездной проверки при анализе представленных Обществом Договоров на оказание косметических услуг установлено, что потребителям не представлена информация о перечне и стоимости оказываемых услуг, а также о сроках их оказания.

Из обращений потребителей и при анализе документов, приложенных к обращениям и представленных Обществом документов, установлено, что заключение договоров по оказанию косметических услуг ООО «Идилия» обуславливалось приобретением парфюмерно-косметических товаров, чем нарушались права потребителей («Заявка»).

Согласно «Заявкам» к Договорам, приобретенные товары впоследствии, при его расторжении, являются для Общества фактически понесенными расходами.

Таким образом, включение «Заявки» данного условия существенно нарушает имущественные права потребителя при расторжении Договоров.

Итогом рассмотрения указанного иска стало решение суда, в соответствии с которым требования Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан удовлетворены в полном объеме, действия Общества по предоставлению косметических услуг потребителям признаны судом противоправными.

Учитывая изложенное, напоминаем потребителям о том, что реализуя свои полномочия, Управление как орган государственного надзора может быть привлечено судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей, а также обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, (ч.1 ст.47 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, п. 5 ст. 40 и ст. 46 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей»).



Вернуться в раздел