Наиболее распространенными причинами направления обращений граждан являлись нарушения в сферах:
розничной торговли – 1459 обращений (42,0%) (I полугодие 2017 г. – 1669 (50,5%));
предоставления жилищно-коммунальных услуг – 727 обращений (20,9%) (I полугодие 2017 г. – 559 (16,9%));
страховой и банковской деятельности – 292 обращения (8,4%) (I полугодие 2017 г. – 244 (7,4%));
бытового обслуживания – 247 обращений (7,1%) (I полугодие 2017 г. – 163 (4,9%));
общественного питания – 107 обращений (3%) (I полугодие 2017 г. – 132 (3,9%));
услуги связи – 183 обращения (5,3%) (I полугодие 2017 г. – 120 (3,6%));
медицинские услуги – 109 обращений (3,1%) (I полугодие 2017 г. – 106 (3,2%));
техническое обслуживание и ремонт автомототранспортных средств – 24 обращения (0,7%) (I полугодие 2017 г. – 40 (1,2%));
прочие виды оказания услуг (работ) – 204 обращений (5,9%) (I полугодие 2017 г. – 134 (4%)).
По прежнему основаниями, послужившими причиной для обращений граждан, являются:
отказ продавца удовлетворить требование потребителя в части обмена товара или расторжения договора купли-продажи;
нарушение сроков удовлетворения требований покупателя, указанных в претензии, либо оставление претензии без ответа;
отсутствие предусмотренной информации о товаре;
невозможность ознакомиться со свойствами товара, до его приобретения;
отсутствие необходимой информации в договорах и включение в них условий, ущемляющих права потребителей;
навязывание дополнительных услуг при заключении договоров.
По сравнению с аналогичным периодом 2017 года выросла доля обращений потребителей о нарушениях в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг с 16,9% до 20,9%, страховой и банковской деятельности с 7,4% до 8,4%, бытового обслуживания с 4,9% до 7,1%, услуг связи с 3,6% до 5,3%, прочих видов оказания услуг (работ) с 4% до 5,9%.
По обращениям граждан в области защиты прав потребителей проведено 1990 предварительных проверок поступившей информации и объявлено 97 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в области защиты прав потребителей, требований технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации.
Подано 21 исковое заявление в защиту прав и законных интересов конкретных потребителей.
В I полугодии 2018 г. возмещено имущественного вреда, причиненного потребителям, на общую сумму 6 634 400 рублей.
В управление поступают обращения по вопросам защиты прав потребителей граждан, организаций, общественных объединений, адресованных Президенту Российской Федерации. Так, в I полугодие 2018 г. поступило 33 обращения, из них в сфере розничной торговли – 9, оказания жилищно-коммунальных услуг – 8, услуг связи – 6, туристских услуг – 5, прочие вопросы – 5.
По «горячей линии» в I полугодии 2018 г. по вопросам защиты прав потребителей проконсультировано 2434 человека.
Потребителям оказывается консультационная помощь, подготовка претензий, исковых заявлений и других документов (ходатайств, заявлений), направленных на защиту потребительских прав.
С целью реализации права на защиту потребительских прав Правительством Российской Федерации создан Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей (ГИР ЗПП) http://zpp.rospotrebnadzor.ru/, который состоит из 10 модулей: «Справочник потребителя», «Советы по здоровому питанию», «Нормативные правовые акты», «Информационно-аналитические материалы», «Органы и организации в сфере защиты прав потребителей», «Результаты проверок», «Продукция, не соответствующая обязательным требованиям», «Судебная практика», «Новости» и «Виртуальная приемная», которые доступны любому интернет-пользователю.
В модуле «Виртуальная приемная» в I полугодии 2018 г. граждане оставили 61 обращение по вопросам связанным с защитой прав потребителей в Республике Башкортостан. На 55 обращений даны ответы и разъяснения, в соответствии с законодательством Российской Федерации, 6 обращений заблокировано по обоснованным причинам.