"Горячая" линия Горячая линия: 8-800-700-90-30
старше 16

Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг


03.12.2018

В Российской Федерации учреждена должность уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг. Соответствующий Федеральный закон от 04 июня 2018 г. № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» вступил в силу 3 сентября 2018 г.

Данный закон принят в целях защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг и определяет:

  • правовой статус уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг (финансовый уполномоченный),

  • порядок досудебного урегулирования споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями,

  • правовые основы взаимодействия финансовых организаций с финансовым уполномоченным.

Служба финансового уполномоченного будет состоять из:

►главного финансового уполномоченного и финансовых уполномоченных в сферах финансовых услуг,

►Совета Службы,

► службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного

► экспертного совета Службы.

Потребитель финансовых услуг в контексте указанного закона – это физическое лицо, являющееся стороной договора, лицо, в пользу которого заключен договор, или лицо, которому оказывается финансовая услуга в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Финансовыми организациями, которые обязаны организовать взаимодействие с финансовым уполномоченным являются:

→ страховые организации,

→ микрофинансовые организации,

→ кредитные потребительские кооперативы,

→ ломбарды,

→ кредитные организации,

→ негосударственные пенсионные фонды,

→ а также иные финансовые организации на добровольной основе.

Финансовый уполномоченный будет рассматривать обращения в отношении финансовых организаций, если:

- размер требований потребителя финансовых услуг о взыскании денежных сумм не превышает 500 тыс. рублей либо если требования потребителя финансовых услуг вытекают из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения,

- и если со дня, когда потребитель финансовых услуг узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более трех лет.

До направления финансовому уполномоченному обращения потребитель финансовых услуг должен направить в финансовую организацию в письменной или электронной форме заявление, а финансовая организация обязана будет рассмотреть заявление потребителя и направить ему мотивированный ответ об удовлетворении, частичном удовлетворении или отказе в удовлетворении предъявленного требования.

Потребитель финансовых услуг вправе направить обращение финансовому уполномоченному после получения/неполучения ответа финансовой организации по истечении 15 рабочих дней, если заявление направлено в электронной форме по стандартной форме, утвержденной Советом Службы и по истечении 30 дней – в иных случаях.

В соответствии с новым законом финансовые организации будут обязаны:

► принимать участие в рассмотрении обращения,

► предоставлять по запросу финансового уполномоченного разъяснения, документы, и (или) сведения, связанные с рассмотрением обращения,

► уплачивать взносы для обеспечения деятельности Службы,

► размещать в местах оказания финансовых услуг (местах приема заявлений об их оказании), в том числе на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацию о праве потребителей финансовых услуг на направление обращения финансовому уполномоченному, об официальном сайте финансового уполномоченного, о месте нахождения, почтовом адресе и номере телефона службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного.

Законом установлены следующие сроки для взаимодействия финансовых организаций с финансовым уполномоченным:

  • с 1 июня 2019 г. для страховых организаций, осуществляющих деятельность по страхованию ОСАГО, ДСАГО и страхованием средств наземного транспорта,

  • с 28 ноября 2019 г. для страховых организаций, осуществляющих деятельность по иным видам страхования,

  • с 1 января 2021 г. для микрофинансовых организаций,

  • с 1 января 2021 г. для кредитных потребительских кооперативов, ломбардов, кредитных организаций, негосударственных пенсионных фондов.

С 3 декабря 2018 г. указанные финансовые организации вправе организовать взаимодействие с финансовым уполномоченным на добровольной основе.


Вернуться в раздел