Составлено 792 протокола об административных правонарушениях, из них 152 дела направлено в суды. Вынесено 705 постановлений о наложении штрафа на общую сумму 3878,5 тыс. рублей (на гражданина – 74, на должностное лицо –569, на юридическое лицо – 55, на ИП – 7);1 штраф с конфискацией, предупреждений -32; АПД - 38.
Удельный вес проверок с привлечением экспертной организации ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» составил 74% (510 проверок).
Общее количество проверок, по итогам проведения которых выявлены правонарушения составило 61,4% (424 проверок). Количество выявленных правонарушений – 3015, в том числе при проведении плановых проверок - 2249 (74,6%), при внеплановых – 766 (25,4%).
На соответствие обязательным требованиям технических регламентов Таможенного Союза («О безопасности пищевой продукции», «О безопасности молока и молочной продукции», «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей», «Технический регламент на масложировую продукцию») исследовано 750 образцов пищевой продукции, выявлено 10 проб готовой продукции и 14 проб молока, не соответствующих требованиям ТР ТС по микробиологическим показателям, а также 6 проб масла, 6 проб сыра, 17 проб молока, не соответствующих требованиям ТР ТС по физико-химическим показателям.
При проведении контрольно-надзорных мероприятий в детских и подростковых организациях выявляются следующие наиболее типичные нарушения обязательных требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», СанПиН 2.4.5.2409–08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» в организации питания детей:
нарушаются технологические процессы при приготовлении пищи, не исключена возможность встречных потоков сырой и готовой продукции (учреждения, предназначенные для работы на полуфабрикатах, работают на сырье);
выявляются нарушения соблюдения санитарно-эпидемиологического режима, нарушения при ведении документации на пищеблоке, правил мытья посуды, маркировки разделочного инвентаря, использование пластмассовой посуды, посуды со сколами, трещинами;
не осуществляется контроль за температурным режимом горячего водоснабжения, для контроля за температурой используемой горячей воды в буфетных, на пищеблоках отсутствуют водяные термометры;
для ополаскивания столовой посуды в буфетных групповых ячеек, в моечных столовой посуды отсутствуют гибкие шланги с душевой насадкой;
не осуществляется контроль за бракеражем поступающего продовольственного сырья и пищевых продуктов, не осуществляется бракераж фруктов, овощей, сыпучих и консервированных продуктов, бракераж молочной продукции осуществляется без указания наименования продукции, № документа, подтверждающего безопасность принятого продукта, результатов органолептической оценки, условий хранения;
пищевые продукты хранятся с нарушением условий хранения и сроков годности, установленными предприятием-изготовителем в соответствии с нормативно-технической документацией;
не осуществляется контроль за условиями хранения сыпучих продуктов, складские помещения не оборудованы приборами для измерения температуры и влажности воздуха;
не осуществляется контроль за правильностью отбора и хранения суточной пробы;
питание детей не удовлетворяет физиологические потребности в основных пищевых веществах и энергии, примерное меню, утвержденное руководителем, не содержит информацию о выходе блюда, пищевых веществах, энергетической ценности, набору витаминов и номеру рецептуры, меню не дифференцировано по возрастам;
фактическое питание детей не соответствует утвержденному примерному меню;
выдача готовой пищи осуществляется, без проведения контроля бракеражной комиссией в составе не менее 3-х человек.
По условиям воспитания и обучения детей в детских и подростковых организациях выделяются следующие наиболее типичные нарушения обязательных требований СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»:
несоблюдение нормы площади на 1 воспитанника и 1 обучающегося;
в раздевальных дошкольных организаций не предусмотрены условия для сушки верхней одежды и обуви детей, световые проемы в группах не оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами;
для обучающихся начального звена в общеобразовательных организациях используются школьные парты, не обеспеченные регулятором наклона поверхности рабочей плоскости;
в помещениях начальных классов не установлены умывальные раковины с подводкой холодной и горячей воды;
отделка стен, потолков, полов не допускает проведение влажной уборки с применением дезинфицирующих веществ;
отсутствие гардеробов в общеобразовательных организациях, гардеробы для детей оборудуются в классах.
При осуществлении контрольно-надзорных мероприятий за детскими и подростковыми организациями, имеющими автономные источники водоснабжения (сельские общеобразовательные организации) типичным является нарушение санитарных требований к собственному источнику водоснабжения для питьевого назначения (СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»):
отсутствие границ зон санитарной охраны водного объекта, используемого для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, и санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии его санитарным правилам;
водный объект, используемый в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не имеет санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детей и подростков в организованных коллективах в 2019 году необходимо:
обеспечить реализацию мероприятий по формированию в детских и подростковых организациях благоприятной учебно-воспитательной среды;
принять дополнительные меры, направленные на своевременное выполнение мероприятий, определенных предписаниями, прежде всего на мероприятия, ориентированные на обеспечение образовательных учреждений новой ученической мебелью и современным оборудованием для медицинских кабинетов, школьных столовых, спортивных залов, оборудование образовательных учреждений гардеробами с обязательным выделением мест для каждого класса с вешалками для одежды;
обеспечить контроль за работой технологического оборудования пищеблоков, организацией питания обучающихся, соблюдением режима обучения, температурного режим в учебных помещениях, выполнением здоровье сберегающих мероприятий, направленных на профилактику простудных заболеваний, нарушений осанки, заболеваний органов зрения;
в рамках решения задачи организации питания школьников, обеспечить охват обучающихся горячим питанием не ниже 90%;
обеспечить осуществление мероприятий по выполнению санитарного законодательства при эксплуатации водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в образовательных организациях;
обратить особое внимание на меры по недопущению заноса инфекции в организованные коллективы детей (образовательные учреждения) с развитием локальных эпидемических очагов;
принять меры по направлению заказа сельхозпроизводителям, поставщикам пищевых продуктов на поставку в образовательные учреждения полуфабрикатов, мытых овощей, обработанных яиц.