За I квартал 2019 г. в Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан поступило на рассмотрение 1568 обращений граждан о нарушениях прав потребителей (I кв. 2018 г. – 1620). Отмечается снижение количества поступивших обращений на 3,2%.
Наиболее распространенными причинами направления обращений граждан являлись нарушения в сферах:
розничной торговли – 621 (46,0%) (I кв. 2018 г. – 746 (46,0%);
предоставления жилищно-коммунальных услуг – 177 (11,2%) (I кв. 2018 г. – 284 (17,7%);
страховой и банковской деятельности – 133 (8,5%) (I кв. 2018 г. – 129 (7,9%);
бытового обслуживания – 75 (4,7%) (I кв. 2018 г. – 121 (7,5%);
услуг связи – 75 (4,7%) (I кв. 2018 г. – 98 (6,0%);
медицинских услуг – 62 (4,0%) (I кв. 2018 г. – 41 (2,5%);
Из года в год основаниями, послужившими причиной для обращений граждан, являются:
отказ продавца удовлетворить требование потребителя в части обмена товара или расторжения договора купли-продажи;
нарушение сроков удовлетворения требований покупателя, указанных в претензии, либо оставление претензии без ответа;
отсутствие предусмотренной информации о товаре;
невозможность ознакомиться со свойствами товара, до его приобретения;
отсутствие необходимой информации в договорах и включение в них условий, ущемляющих права потребителей;
навязывание дополнительных услуг при заключении договоров.
По сравнению с аналогичным периодом 2018 года выросла доля обращений потребителей о нарушениях в сфере страховой и банковской деятельности с 7,9% до 8,5%, медицинских услуг с 2,5% до 4,0% и туристских услуг с 0,5% до 1,9%.
По обращениям граждан в области защиты прав потребителей проведено 1249 (I кв. 2018 г. – 1130) предварительных проверок поступившей информации и объявлено 37 (I кв. 2018 г. – 47) предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в области защиты прав потребителей, требований технических регламентов и нормативных правовых актов.
Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в I квартале 2019 г. по обращениям граждан подано 28 исковых заявлений в защиту прав и законных интересов конкретных потребителей.
В Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан поступают обращения по вопросам защиты прав потребителей от граждан, адресованных Президенту Российской Федерации. Так, в I квартале 2019 г. поступило 2 обращения по вопросам оказания косметических услуг и проведения акций в сфере розничной торговли. Обращения рассмотрены в полном объеме и в установленный срок.
По «горячей линии» в I квартале 2019 г. по вопросам защиты прав потребителей проконсультировано 1130 граждан.
Потребителям активно оказывается консультационная помощь, подготовка претензий, исковых заявлений и других документов (ходатайств, заявлений), направленных на защиту потребительских прав. Проводятся мероприятия и акции, направленные на повышение информированности населения по вопросам защиты прав потребителей.