"Горячая" линия
Телефонная справочная линия

старше 16

Что делать если в квартире перегорели электроприборы?


06.01.2022

Трудно себе представить жилье современного человека без электрических приборов. Мы все пользуемся электрическими приборами, при этом они часто выходят из строя. Это может быть связано с нарушениями правил эксплуатации, а так же  по вине гарантирующего поставщика - энергосбытовой (энергоснабжающей) организации (компании).

В первую очередь необходимо установить причину, по которой пострадали электроприборы, а потом лиц, виновных в причинении ущерба.

Что делать, если бытовая электротехника перегорела от перепада напряжения, от  предоставления коммунальных услуг не соответствующих потребительским требованиям.

Первоначально, согласно разделу 10 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), следует зафиксировать факт резкого скачка напряжения. Затем следует подсчитать и подтвердить документально причиненные вследствие перегорания бытовой электротехники убытки.

Подтверждением материальных затрат и прямых убытков (расходов на ремонт бытовой техники) будут чеки, счета к оплате за ремонт и покупку запчастей, выдаваемые ремонтными и торговыми организациями. Необходимо также установить ответственное лицо и предъявить ему претензии о возмещении причиненных убытков в добровольном порядке.

На основании положений Правил исполнителем услуг по электроснабжению для граждан могут быть: юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю указанную коммунальную услугу. Потом следует предъявить претензию причинителю вреда. При отклонении претензии полностью или частично, либо при неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки, гражданин имеет право предъявить иск в суд.

Требования к качеству подаваемой электрической энергии гражданам-потребителям предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг - это постоянное соответствие напряжения и частоты электрического тока требованиям законодательства,  отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока не допускается.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации возместить ущерб должна снабжающая или другая ответственная организация, на балансе которой находится ваша электрическая линия или её участок.

Согласно ст.1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК  РФ) вред, причиненный имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков оказанной услуги, подлежит возмещению в полном объеме.

В соответствии со ст.1095 ГК РФ право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков услуги, признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с исполнителем или нет.

Исполнитель освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования услуги.

В случае отказа энергосбытовой (энергоснабжающей) организации (компании) в добровольном урегулировании спора гражданин вправе в соответствии со ст. 11 ГК РФ и ст. 17 Закона от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей), за защитой своих прав обратиться  в суд.

Согласно ст. 1064 ГК РФ и ст. 14 Закона о защите прав потребителей вред, причиненный имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков оказанной услуги, подлежит возмещению в полном объеме.

В соответствии со ст. 15 Закона о защите прав потребителей, моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации

причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Гражданин  вправе предъявить иск по своему месту жительства или по месту пребывания, либо по месту нахождения ответчика, при этом потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав (пп. 2, 3 ст. 17 Закона о защите прав потребителей).

Для составления исковых заявлений, претензий потребитель вправе обратиться в Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, Консультационный центр по защите прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» либо воспользоваться проектами заявлений (претензии), размещенными на информационном портале ГИР ЗПП (http://zpp.rospotrebnadzor.ru/handbook/torg/forms), модуль «Справочник потребителя».

В случае реализации права на судебную защиту,  потребитель вправе самостоятельно обратиться в суд с заявлением о привлечении Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан как уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей для дачи заключения по гражданскому делу. 

По дополнительным вопросам и для получения подробной консультации можно позвонить по телефону «горячей линии» Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан 8-800-100-47-67 и по телефону Консультационного центра по защите прав потребителей  ФБУЗ  «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» +7 (347) 287-85-18, с понедельника по пятницу с 10:00 до 16:00 часов местного времени и на сайте Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан 02.rospotrebnadzor.ru.


Вернуться в раздел