"Горячая" линия
Телефонная справочная линия

старше 16

Об устранении эпидемиологических рисков при ликвидации последствий железнодорожной катастрофы на магистральном продуктопроводе в поселке Улу-Теляк БАССР (июнь, 1989 г.)


14.04.2022

В этом году исполняется 33 года с момента крупнейшей железнодорожной катастрофы, которой ранее не знал мир. В ночь с 3 на 4 июня 1989 года у села Улу-Теляк Иглинского района Башкирии на злополучном 1710-м километре, которые местные называют Змеиной горкой, мгновенно сгорело два пассажирских поезда — «Новосибирск — Адлер» и «Адлер — Новосибирск». В них находились 1284 пассажира и 86 сотрудников железной дороги.

С первых минут этой ужасной трагедии, десятки специальных служб и ведомств, в том числе санитарно-эпидемиологическая служба, были подняты по тревоге, а вся страна с болью в сердце наблюдала за ходом этой спасательной операции.

Днём 4 июня на место взрыва прибыл Генеральный секретарь ЦК КПСС и Председатель Верховного Совета СССР М.С. Горбачёв и члены правительственной комиссии. В память о погибших в стране 5 июня был объявлен однодневный траур.

Из-за большого количества пострадавших с тяжёлыми степенями ожогов, требующих длительного и сложного лечения, госпитализация в зависимости от степени тяжести осуществлялась в больницы и госпитали Уфы, Челябинска, Куйбышева, Казани, Свердловска, Новосибирска, Барнаула и Москвы.

Организация обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности в этих специфических, экстремальных условиях не уступала по своей значимости другим направлениям обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В первый день трагедии специалисты санитарно-эпидемиологической службы города стали неотъемлемой частью оказания медико-санитарной и санитарно-противоэпидемической помощи пострадавшим.

В один ряд с медицинским работниками встали врачи-эпидемиологи, санитарные врачи и их помощники, врачи-бактериологи, фельдшеры-лаборанты, в задачи которых входило предотвращение и минимизация эпидемиологических последствий, связанных с оказанием медицинской помощи пострадавшим в больницах Уфы №№ 6, 8, 13, 18, 21, Детской республиканской больнице и других.

Немедленно были сформированы бригады в составе врача-эпидемиолога, санитарных врачей по коммунальной гигиене, гигиене питания, помощников врача-эпидемиолога и помощника санитарного врача для работы в лечебных стационарах.

В задачи таких бригад входили организация и контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологического и дезинфекционного режима с целью исключения внутрибольничного инфицирования пострадавших, развития у них гнойно-септических осложнений.

В лаборатории санитарно-эпидемиологических станций Уфы доставлялись и исследовались на показатели микробиологической безопасности воздух ожоговых, хирургических, реанимационных отделений, палат интенсивной терапии, смывы с объектов окружающей больничной среды на условнопатогенные и патогенные микроорганизмы, различные виды изделий медицинского назначения, аптечные формы, проводился посев раневого отделяемого и тканей на микрофлору, определение чувствительности к антимикробным препаратам, образцы дезинфицирующих средств.

Характер ожоговых поражений требовал особых условий восстановления водного баланса организма пострадавших и в обязанности специалистов санитарно-эпидемиологической службы входило также осуществление усиленного эпидемиологического контроля за трансфузионной терапией, включая лабораторный контроль за стерильностью растворов.

Проводился контроль за качеством предстерилизационной обработки изделий медицинского назначения и их стерилизацией.

Санитарно-гигиенический режим подразделений больниц находился под контролем санитарных врачей, что было не просто в условиях большого количества посещений пострадавших родственниками, волонтерами и обычными гражданами, желающими оказать помощь в уходе и лечении.

Во всех лечебных стационарах был установлен особый санитарно-противоэпидемический режим, предусматривающий санитарные посты на входах и выходах, санитарную обработку медицинского и другого персонала, деление больничной среды на «грязную» и «чистую» зоны.

Впервые в больницах появились одноразовые изделия медицинского назначения, необходимо было принимать решение о способах их дезинфекции и утилизации.

Под особым контролем находились дезинфекционный режим, проведение камерной и текущей дезинфекции.

Большое значение уделялось контролю не только за безопасностью, но и качеством и полноценностью питания находящихся на излечении больных, поскольку к лечебному питанию ожоговых больных предъявляются особые требования.

Специалисты санитарно-эпидемиологической службы принимали участие в проведении ежедневных оперативных совещаний, давали оценку соблюдения противоэпидемического режима, вносили предложения по проведению дополнительных санитарно-противоэпидемических мероприятий по предотвращению и распространению инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи.

Опыт по ликвидации санитарно-эпидемиологических последствий трагедии использовался санитарно-эпидемиологической службой Республики Башкортостан в решении проблем организации санитарно-эпидемиологической помощи при чрезвычайных ситуациях.






Вернуться в раздел