"Горячая" линия
Телефонная справочная линия

старше 16

В информационном агентстве «Интерфакс-Поволжье» прошла пресс-конференция, посвященная Всемирному дню прав потребителей


19.03.2020

Пресс-конференция, посвященная Всемирному дню прав потребителя, состоялась 18.марта 2020 года в информационном агентстве «Интерфакс-Поволжье». Начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан Наталья Викторовна Биккулова рассказала журналистам об итогах работы за прошлый год, а также о правах потребителей при расторжении договора о реализации туристского продукта, в связи с эпидемиологической ситуацией по коронавирусной инфекции.

За 2019 г. в Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан поступило на рассмотрение 7093 обращения граждан о нарушении прав потребителей, что больше на 5,2% чем в 2018 г. (6724 обращения).

Наиболее распространенными причинами направления обращений граждан о нарушениях законодательства в области защиты прав потребителей являлись нарушения в сферах: розничная торговля – 3398 (47,9%), из них нарушения в сфере розничной торговли продовольственными товарами – 851 (25%); предоставление жилищно-коммунальных услуг – 1279 (18%); страховая и банковская деятельность – 553 (7,8%); услуг связи – 265 (3,7%); медицинские услуги – 247 (3,5%); бытовое обслуживание – 239 (3,4%); общественное питание – 198 (2,8%); туристские услуги – 60 (0,8 %); транспортные услуги – 53 (0,7%); техническое обслуживание и ремонт автомототранспортных средств – 42 (0,6 %).

По сравнению с 2018 г. значительно увеличилось количество обращений в сфере розничной торговли (на 36,3%).

В судах дано 239 заключений по делу, что на 16,3% больше чем в 2018 г. (200), рассмотрено 201 дело, по которым даны заключения (2018 г. – 180), из них удовлетворены требования потребителей по 200 делам (2018 г. – 179), что составляет 99,5 % (2018 г. – 99,4 %). Присуждено денежных средств в пользу потребителей 11,04 млн. руб., из них компенсация морального вреда – 333,8 тыс. руб. (2018 г. – 10,9 млн. руб., из них компенсация морального вреда – 297,8 тыс. руб.).

Подано 279 исков в суд в защиту прав потребителей (2018 г. – 279 исков), из них в защиту неопределенного круга потребителей – 168 (2018 г. - 167), в защиту конкретного потребителя – 110 (2018 г. - 107), в защиту группы потребителей – 1 (2018 г. – 5).

Рассмотрено 216 исков в защиту прав потребителей (2018 г. – 216), из них в защиту неопределенного круга потребителей – 120 (2018 г. - 126), в защиту конкретного потребителя – 95 (2018 г. - 85), в защиту группы потребителей – 1 (2018 г. - 5).

Удовлетворено (в том числе частично) 213 исков в защиту прав потребителей (2018 г. – 214), из них в защиту неопределенного круга потребителей – 119 (2018 г. - 124), в защиту конкретного потребителя – 93 (2018 г. – 85), в защиту группы потребителей – 1 (2018 г. – 5).

Присуждено денежных средств в пользу потребителей 5,8 млн. руб., из них компенсация морального вреда 324 тыс. руб., (2018 г. – 5,8 тыс. руб., из них компенсация морального вреда 334 тыс. руб.).

Что касается потребителей, приобретших тур в страну, в отношении которой не введен режим угрозы безопасности туристов: турист вправе потребовать расторжения договора о реализации туристского продукта, в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора. К существенным изменениям обстоятельств относятся, в том числе невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (ст. 10 Закона № 132-ФЗ). При этом необходимо иметь в виду, что в таком случае турист возмещает исполнителю (туроператору) фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 32 Закона о защите прав потребителей, п. 3 ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации). 

Что касается регулярных рейсов в страны, в отношении которых введен режим угрозы безопасности граждан, то согласно ст. 108 Воздушного кодекса Российской Федерации и п. 227 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. №82 отмена или задержка рейса, указанного в билете может являться основанием для вынужденного отказа пассажира от перевозки. В этом случае пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.

За консультациями по вопросам защиты прав потребителей можно обращаться по телефону горячей линии:8-800-700-90-30 с 10:00 до 16:00 часов (перерыв с 12:00 до 12:45 часов).

Вернуться в раздел