По телефону «горячей линии», по вопросам защиты прав потребителей, проконсультировано 1755 человек.
В Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан поступило на рассмотрение 7444 обращений граждан, из них письменных обращений – 5464 (73,4%), устных – 310 (4,1%), о нарушении прав потребителей – 2800 (37,6%).
Наиболее распространенными темами обращений граждан в области защиты прав потребителей являлись:
· розничная торговля – 1211 обращений (43,25%), из них розничная торговля продовольственными товарами – 435 обращения (15,5%);
· предоставление жилищно-коммунальных услуг – 297 обращения (10,6%);
· страховая и банковская деятельность – 220 обращений (7,8%);
· услуги связи – 113 обращения (4%);
· туристские услуги – 109 обращения (3,9%);
· бытовое обслуживание – 108 обращения (3,8%);
· общественное питание – 105 обращений (3,7%);
· транспортные услуги – 98 обращений (3,5%);
· техническое обслуживание и ремонт автомототранспортных средств – 60 обращения (2,1%);
· медицинские услуги – 48 обращение (1,7%);
· гостиничные услуги – 48 обращений (1,7%).
В I полугодие 2021 г. рассмотрено 31 обращение граждан, адресованных Президенту Российской Федерации по вопросам защиты прав потребителей.
При проведении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей в за истекший период 2021 г. проведено 198 внеплановых проверок, 2 контрольные закупки и 28 административных расследований.
Из общего количества внеплановых проверок 86 (43,4%) проведены на основании приказов Роспотребнадзора в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, 88 проверок проведены по основаниям, предусмотренным п.п. «в», «г» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Наибольшее количество проверок в области защиты прав потребителей проведено в сфере розничной торговли – 186 (93,9%).
В сфере оказания услуг – 12 проверок (6,1%), из них: в организациях общественного питания – 10 проверок (5,1%), в организациях, оказывающих услуги связи – 1 проверка (0,5%), долевого строительства жилья – 1 проверка (0,5%).
По итогам федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей при проведении проверок выявлено 844 нарушения. На виновных лиц вынесено 287 постановлений о назначении административного наказания, в том числе 160 постановлений о назначении административного наказания в виде предупреждения (55,7% от общего количества) и 127 административных штрафов (44,3% от общего количества) на сумму 1,007 млн. руб.
Важное значение в обеспечении защиты прав потребителей имеет содействие потребителям в реализации их права на судебную защиту.
Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в I полугодии 2021 г. в судах дано 81 заключение по делу, рассмотрено 47 дел, удовлетворено – 100%.
Присуждено денежных средств в пользу потребителей 14,6 млн. руб., из них компенсация морального вреда – 108,8 тыс. руб.
В суды подано 120 исков в защиту прав потребителей, из них в защиту неопределенного круга потребителей – 72, в защиту конкретного потребителя – 48. По результатам проведенных проверок, в судебные органы подано 20 исков.
Рассмотрено 65 исков в защиту прав потребителей, из них в защиту неопределенного круга потребителей – 30, в защиту конкретного потребителя – 35, все рассмотренные иски удовлетворены.
Присуждено денежных средств в пользу потребителей 8,8 млн. руб., из них компенсация морального вреда 62,2 тыс. руб.
Примером судебной защиты прав потребителей является подача Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан по обращениям потребителей 2 исковых заявлений к ООО «СтройТехноКом» о нарушении прав при оказании услуг детского отдыха в лагере. Исковые заявления судьями судебного участка № 10 по Октябрьскому району г. Уфы и судебного участка № 4 по Уфимскому району Республики Башкортостан удовлетворены, потребителям возвращены денежные средства в размере 92,4 тыс. руб., из них компенсация морального вреда – 2 000 руб., а также штрафы за несоблюдение в добровольном порядке требований в размере 50% – 30,8 тыс. руб.
С решениями судов можно ознакомиться на государственном информационном ресурсе защиты прав потребителей (ГИР ЗПП), модуль «Судебная практика».
По поручению Правительства Российской Федерации создан Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей (ГИР ЗПП) http://zpp.rospotrebnadzor.ru/, который состоит из 10 модулей – «Справочник потребителя», «Советы по здоровому питанию», «Нормативные правовые акты», «Информационно-аналитические материалы», «Органы и организации в сфере защиты прав потребителей», «Результаты проверок», «Продукция, не соответствующая обязательным требованиям», «Новости», «Судебная практика» и «Виртуальная приемная», которые доступны любому интернет-пользователю.
На сайте ГИР ЗПП размещена вся нормативная база по защите прав потребителей, в том числе региональная, образцы претензионных и исковых заявлений, памятки потребителям, судебная практика в сфере защиты прав потребителей и многое другое. Также на сайте собран архив по всем случаям нарушения технических регламентов Таможенного союза.
Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в I полугодии 2021 г. на государственном информационном ресурсе размещены следующие материалы:
· информационно-аналитические – 1;
· новостные – 60;
· судебные решения – 9.
На сайте действует модуль «Виртуальная приемная», на котором в 2021 году граждане оставили 75 обращений по вопросам, связанным с защитой прав потребителей в Республике Башкортостан. На 73 обращения даны ответы и разъяснения, в соответствии с законодательством Российской Федерации, 2 обращения заблокировано по обоснованным причинам.
Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан призывает всех жителей республики активно обращаться к Государственному информационному ресурсу в сфере защиты прав потребителей (ГИР ЗПП).