"Горячая" линия
Телефонная справочная линия

старше 16

Памятка потребителю при продаже товаров дистанционным способом


02.11.2015

Памятка потребителю при продаже товаров дистанционным способом

На сегодняшний день особую популярность приобретает продажа товаров дистанционным способом. Потребителей не отталкивает даже то, что при приобретении товаров дистанционным способом нет возможности ознакомиться с товарами привычным способом (осмотреть, померить и т.д.). Продажа товара происходит путем ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Отношения, вытекающие из купли-продажи дистанционным способом, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 г. №612 (далее – Правила продажи товаров дистанционным способом).

При продаже товаров дистанционным способом продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки с указанием используемого способа доставки и вида транспорта.

Перечень товаров, продаваемых дистанционным способом, и оказываемых в связи с такой продажей услуг определяется продавцом.

Не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.

ГК РФ выделяет виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте либо не допускается (объекты, изъятые из оборота), либо допускается, но лишь определенным участникам оборота либо по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные) (ч.2 ст.129 ГК РФ).

Перечень товаров (вещей), предметов, свободная реализация которых ограничена либо полностью запрещена, установлен Указом Президента РФ от 22 февраля 1992 г. №179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена».

Данный перечень включает: драгоценные и редкоземельные металлы и изделия из них; драгоценные камни и изделия из них; стратегические материалы; вооружение, боеприпасы к нему, военную технику, запасные части, комплектующие изделия и приборы к ним, взрывчатые вещества, средства взрывания, пороха, все виды ракетного топлива, а также специальные материалы и специальное оборудование для их производства, специальное снаряжение личного состава военизированных организаций и нормативно-техническую продукцию на их производство и эксплуатацию; ракетно-космические комплексы, системы связи и управления военного назначения и нормативно-техническую документацию на их производство и эксплуатацию; боевые отравляющие вещества, средства защиты от них и нормативно-техническую документацию на их производство и использование; уран, другие делящиеся материалы и изделия из них и др.

До заключения договора розничной купли-продажи, продавец должен предоставить потребителю следующую информацию:

-  об основных потребительских свойствах товара;

-  адресе (месте нахождения) продавца;

-  о месте изготовления товара;

-  полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя);

-  о цене;

-  об условиях приобретения товара;

-  о доставке товара;

-  о сроке службы;

-  о сроке годности;

-  о гарантийном сроке, если он установлен;

-  о порядке оплаты товара.

Помните, что приобретать товар дистанционным способом нужно только у того продавца, который представляет информацию о себе (название организации, адрес), с целью избежать возможных сложностей при возврате или обмене не подошедшего потребителю товара.

Согласно п.21 Правил продажи товаров дистанционным способом, потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение 7 дней.

В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара.

При отказе от товара продавец должен возвратить уплаченную сумму (в случае предварительной оплаты товара) в соответствии с договором, за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней с даты предъявления покупателем соответствующего требования.

При отказе продавца передать товар покупатель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (п.30 Правил продажи товаров дистанционным способом).

При передаче товара с нарушением условий договора, касающихся количества, ассортимента, качества, комплектности, тары и (или) упаковки товара, покупатель может не позднее 20 дней после получения товара известить продавца об этих нарушениях (п.27 Правил продажи товаров дистанционным способом).

В случае если товар передан ненадлежащего качества, потребитель имеет те же права, что и при покупке товара обычным способом, то есть следует руководствоваться статьями 18-24 Закона о защите прав потребителей, а также пунктов 28-31 Правил продажи товаров дистанционным способом.

Так, согласно п.1 ст.18 Закона о защите прав потребителей и п.28 Правил продажи товаров дистанционным способом, покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если это не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

-  безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление покупателем или третьим лицом;

-  соразмерного уменьшения покупной цены;

-  замены на товар аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

При этом покупатель вправе также потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные Законом о защите прав потребителей для удовлетворения соответствующих требований покупателя.

Учитывая вышеуказанные рекомендации, потребитель всегда сможете защитить свои права при заказе товаров дистанционным способом.


Вернуться в раздел