"Горячая" линия
Телефонная справочная линия

старше 16

Этапы развития санитарно-эпидемиологической службы в Республике Башкортостан


27.02.2019

Медико-санитарное дело в дореволюционной России не было единым, было раздроблено по многочисленным ведомствам. В процессе деятельности российских земских учреждений и городских самоуправлений перед ними встал вопрос о необходимости создания независимой от медицинского департамента МВД врачебно-санитарной организации. Так родилась земская и городская медицина, одним из элементов которой в ряде губерний и крупных городах стали общественные санитарные организации. Они созданы были не сразу во всех земствах и городах.

Санитарный надзор и противоэпидемическую работу во многих земствах и городах продолжали осуществлять городовые и уездные врачи медицинского департамента МВД.

История здравоохранения в России связана в первую очередь с принятием в 1864 году «Положения о губернских и уездных земских учреждениях», которое определило работу земской администрации по медико-санитарной помощи сельскому населению и способствовало открытию небольших медицинских пунктов и больниц. Другое «Городовое положение» 1892 года обязало органы местного городского самоуправления оказывать медицинскую помощь населению и проводить противоэпидемические мероприятия.

В Уфимской губернии земская санитарная служба зарождается в 1875 году. Значительным событием для Уфимской губернии, для развития краевой медицины стало создание в 1882 году общества врачей, организованного ссыльным медиком Николаем Александровичем Гурвичем; в общество вошли все земские врачи губернии. Объединению усилий способствовали и съезды врачей, на которых обсуждались как узко клинические вопросы, так и проблемы, связанные с санитарно-эпидемиологической обстановкой в губернии, проведением профилактических противоэпидемических мероприятий. В 1883 году в Уфе проходит 1 съезд врачей Уфимской губернии, на котором был разработан проект создания санэпидотдела Уфимской губернской земской управы. Однако земское собрание данный проект отклонило, предложив создать медико-статистическое управление, наделив его полномочиями по осуществлению задач учета распространения инфекций в Уфимской губернии, внедрению мероприятий санитарного и противоэпидемического характера. До 1906 года состоялись еще пять губернских съездов.

В 1885 году начинает функционировать губернское медико-статистическое отделение и вводится должность санитарного врача. Для проведения постоянной профилактической и противоэпидемической работы на губернском земском собрании было решено за счет ассигнований на борьбу с эпидемиями пригласить в Уфу постоянного санитарного врача и ему в помощь десять студентов. Первым губернским санитарным врачом стал Леонид Сергеевич Бонье, кандидат естественных наук из Санкт-Петербургского университета. С этого момента Уфимское земство избирает санитарное направление в земской медицине. В Уфе создается санитарное бюро, на следующих съездах врачей принимаются проекты об уездных санитарных организациях, о губернском сансовете, о санитарных попечительствах на местах, разрабатываются инструкции для санитарных врачей, карточки для ведения санитарной статистики.

В 1904 году произошла реорганизация Министерства внутренних дел. Зако­ном от 22 марта 1904 года были упразднены Медицинский и Хозяйственный департаменты, отделение департамента общих дел и вместо этих учрежде­ний созданы Управление Главного Врачебного инспектора и Главное управ­ление по делам местного хозяйства, разделившие между собой функции бывшего Медицинского департамента МВД. Управление Главного врачеб­ного инспектора осуществляло функции управления и надзора за врачебной и санитарной частями в стране и заведовало мерами по охране от распро­странения заразных болезней и по управлению медицинскими кадрами. В компетенцию Совета и Главного управления по делам местного хозяйства входили вопросы финансирования и хозяйственного обеспечения лечебных и санитарных мероприятий. В структуре этого управления числился отдел народного здравия и общественного призрения. Правда, очень скоро вы­явились отрицательные моменты этого реформирования, в частности отде­ление управления от финансирования снижало эффективность всей работы.

Положительной оценки заслуживала противоэпидемическая работа в земских губерниях, где санитарная организация являлась институтом общегубернским, находящимся в ведении губернского земства: это обеспечивало планомерность общегубернской санитарной деятельности и в то же время независимость санитарных врачей от уездной администрации

В 1905 году в Уфе организуется Пастеровская станция с бактериологической лабораторией, в 1906 году открывается санитарное учреждение – оспенный телятник, а в 1907 году - сывороточное отделение. В 1908 году на базе бактериологической лаборатории Пастеровской станции открыт Уфимский бактериологический институт Уфимского губернского земства. По инициативе приват-доцента Александра Ипполитовича Подбельского в Уфе организована фельдшерская школа с обучением основам санитарии и дезинфекции.

В 1909 году организовано Уфимское городское бюро, которое стало центром санитарной статистики. На должность заведующего избран врач И.С. Вегер, упорядочивший сбор статистических материалов на научной основе. В 1910 году в Уфимской губернии вспыхнула эпидемия холеры и была открыта инфекционная больница. Начинают вводиться должности уездных и городских санитарных врачей, первым из них по Уфимскому уезду избран М.В. Окамелков. По открытому конкурсу на должности санитарных врачей губернских городов избраны врачи: Уфы – Станкевич, Стерлитамака – Забалаев, Бирска – Соколов. Основными задачами их работы определены: разработка санитарно-статистических материалов по демографии, заболеваемости, физическому развитию населения, а также данных санитарных обследований предприятий, проведение противоэпидемических мероприятий, пропаганда санитарно-гигиенических знаний. При губернской управе возникает Врачебно-санитарный совет как совещательный орган, к ведению которого относились: борьба с эпидемиями, увеличение численности персонала в медицинских учреждениях, числа врачебных участков, устройства заразных бараков при участковых больницах. В 1913 году в Уфимской губернии насчитывалось только 7 санитарных врачей и 3 санитарных фельдшера, что не позволяло существенно влиять на эпидемическую обстановку в регионе. Первая мировая и гражданская войны, повлекшие за собой разруху и обнищание народа, привели к эпидемии сыпного и возвратного тифа, холеры. Для пресечения эпидемий Наркомздрав республики создает комиссию по борьбе с тифом, активизирует свою деятельность санитарная служба Уфимской губернии во главе с Э.И. Гиккелем (в последующем заместителем наркома здравоохранения Башкирской АССР).

В 1912 году в Уфе открылся противотуберкулезный диспансер. Принят общероссийский закон о социальном страховании, послуживший основанием для создания так называемой фабрично-заводской медицины, обеспечившей открытие лечебных учреждений по обслуживанию рабочих.

С установлением в крае Советской власти в пределах так называемой Малой Башкирии был сформирован отдел здравоохранения при Наркомате внутренних дел БАССР, преобразованный в сентябре 1919 года в Наркомздрав под руководством врача Г.Г. Куватова. Параллельно функционировал Уфимский губернский отдел здравоохранения. Для ликвидации эпидемий организовывались сандружины, санпропускники, банно-прачечные отряды, которые должны были противостоять будущим эпидемиям.

Всеобщий голод менял привычные жизненные представления – пища становилась главной ценностью, вопросы чистоты, гигиены, заботы о здоровье сделались третьестепенными. Учитывая эту ситуацию, при Наркомздраве республики в 1921 году вместо военно-санитарного управления был создан санитарно-эпидемиологический отдел, ориентированный на работу с гражданским населением: дезинфекцию одежды и белья, частных квартир и учреждений. Начал действовать медико-санитарный совет, который участвовал в рассмотрении и обсуждении вопросов профилактики, санитарного оздоровления, благоустройства и санитарного просвещения среди населения по вопросам личной гигиены, распространения листовок, плакатов, брошюр, рассказывающих о способах защиты от инфекционных болезней. На местах при местных исполкомах были организованы медико-санитарные отделы. Но, несмотря на все эти меры в 1922 году в республике вспыхнула эпидемия холеры. На экстренном заседании президиума ЦИК республики было принято решение создать Чрезвычайную комиссию по борьбе с эпидемией председателем которой стал нарком здравоохранения Г.Г. Куватов. Чрезвычайной комиссией были определены главные задачи работы: «…организация в республиканском масштабе прививочной компании; устройство летучих санитарных транспортов; подача скорой помощи на дому; развертывание сети холерных бараков, санитарная обработка и очистка города Стерлитамака и всех населенных мест в республике». За время действия комиссией было разослано по местам пятьсот литров антихолерной дивакцины. В кратчайшие сроки подавляющему большинству населения были сделаны прививки. Например, на тридцать тысяч населения города Стерлитамака было сделано двадцать восемь тысяч прививок. Прививки были сделаны всем красноармейцам, все армейские казармы продезинфецированы. Были оборудованы три карантинных пункта, проведена санитарная очистка городов и сел, уборка и погребение трупов, умерших на улице, улучшено водоснабжение. К концу лета 1922 года эпидемия была ликвидирована и чрезвычайная комиссия распущена.

История государственного санитарно-эпидемиологического надзора, как системы мер, направленных на предупреждение инфекционных заболеваний и улучшение санитарного состояния страны, началась с Декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР от «О санитарных органах Республики» 15 сентября 1922 г.

С этого времени в стране началось создание сети специализированных санитарно-профилактических учреждений – санитарно-эпидемиологических станций.

31 марта 1923 года Советом Народных Комиссаров Башкирской АССР в развитие общероссийского Декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР от 15 сентября 1922 года «О санитарных органах Республики», был принят свой декрет «О санитарных органах республики». Именно с этого момента начинается развитие самостоятельной службы санитарно-эпидемиологического надзора Башкирии, как система мер направленных на предупреждение инфекционных заболеваний, и улучшение санитарного состояния республики. Наркомздравом Башкирии в двадцатые годы решалась задача борьбы с такими социальными болезнями, как туберкулез, сифилис, трахома. Были открыты кожно-венерологический и противотуберкулезный диспансеры, на базе глазной больницы был организован трахоматозный институт, создан научно-практический кожно-венерологический институт.

Служба прошла большой славный путь, ее основой являлись противоэпидемические мероприятия по борьбе с инфекционными и паразитарными болезнями. С момента образования санэпидслужбы ее учреждения были представлены различными организациями, создаваемыми для решения приоритетных на тот период задач. Поэтому в разные годы в республике функционировали противомалярийные, противобруцеллезные, противотуляремийные станции, пастеровские, трахоматозные пункты и другие учреждения.

В 20-е годы XX века в республике медицинскую помощь оказывали 32 больницы, 18 городских амбулаторий, 89 врачебных участков, 83 фельдшерских пункта, 3 санитарно-эпидемиологических учреждения – бактериологический институт, дезинфекционная станция и дезинфекционное бюро в городе Уфе. В городах Белебее, Бирске и Стерлитамаке имелись дезинфекционные паровые, пароформалиновые камеры.

В 1922 году после объединения Уфимской губернии с Малой Башкирией на правах отдела здравоохранения организуется санитарная часть города Уфы; из нее впоследствии выросла уфимская городская санитарная служба. Она развивалась по мере роста и развития промышленности города. Вплоть до середины 30-х годов санитарные врачи работали при наркомздравах. К 1928 году организовано 44 санитарно-профилактические учреждения, в них работало 59 санитарных врачей. В 1933 году постановлением ВЦИК и СНК СССР в стране (в т.ч. и Башкирской АССР) создана Государственная санитарная инспекция, в каждом районе вводится должность главного санитарного инспектора.

Широкое развитие получило санитарное законодательство. Правительственными постановлениями «О санитарных органах Республики» (19 февраля 1927 г.) и «Об утверждении положения о санитарных органах Республики» (8 октября 1927 г.) были установлены дифференцированные нормы сани­тарного обслуживания районов и городов с учетом их промышленного зна­чения и определены функции санитарных органов, права и обязанности са­нитарных врачей. Успешному решению ряда организационных вопросов строительства санитарного дела способствовало их детальное рассмотрение на X Всероссийском съезде санитарных врачей, бактериологов и эпидемио­логов в 1926 году и на VII Всероссийском съезде здравотделов в 1930 г.

В 1933 году произошло разделение функций санитарно-эпидемиологической службы – при сохранении санитарно-эпидемиологических станций была организована Государственная санитарная инспекция, осуществлявшая общее руководство санитарно-эпидемиологической работой, а также предупредительный санитарный надзор. В начале 50-х годов Государственная санитарная инспекция была ликвидирована.

Начиная с 1937 года в республике организуются городские и районные санэпидстанции (СЭС) (в 1940 году в республике их было 19). В довоенные годы удалось ликвидировать натуральную оспу, холеру, чуму; несколько снизить уровень остальных инфекционно-паразитарных болезней.

Основными принципами построения санитарно-эпидемиологической службы являлись: государственный характер санитарного дела, централиза­ции управления им, специализация санитарного надзора, приближение са­нитарного обслуживания к населению, широкое участие населения в санитарно-оздоровительных мероприятиях, тесная связь практической санитар­но-эпидемиологической деятельности с достижениями медицинской науки, особенно эпидемиологии, микробиологии и гигиены.

Заслуги санитарно-эпидемиологической службы в системе республиканского здравоохранения несомненны и, прежде всего, профилактического направления, в ликвидации таких заболеваний, как чума, холера, оспа, полиомиелит, тифы, малярия, трахома. Гигиеническое направление сформировалось в период индустриализации, когда в республике шли серьезные экономические преобразования, переселение людей из деревни в город, мощными темпами развивались индустрия, нефтедобыча, нефтехимия, нефтепереработка, машиностроение. Это требовало поиска новых решений по защите здоровья работающего человека.

В годы Великой Отечественной войны, несмотря на прием большого числа беженцев из западных областей страны и ухудшение материального благосостояния населения, усилиями медико-санитарной службы удается предотвратить эпидемии в Башкирской АССР.

В послевоенные годы ставится первоочередная задача по ликвидации малярии, бруцеллеза, трахомы, снижению уровня заболеваемости туберкулезом. В связи с этим создаются новые структурные подразделения медико-санитарной службы. В 1947 году в республике насчитывалось 54 СЭС, 18 малярийных станций, 68 пастеровских пунктов. В 1949-1956 годы происходило объединение Государственной санитарной инспекции с санитарно-противоэпидемическими учреждениями в единую Санитарно-эпидемиологическую службу. Ведущими учреждениями стали комплексные санитарно-эпидемиологические республики, городские, районные станции (с 1989 по 2005 годы центры санитарно-эпидемиологического надзора).

Дальнейшее развитие санитарно-эпидемиологическая служба получила в 1963 году, когда постановлением Совета Министров СССР было утверждено новое «Положение о Государственном санитарном надзоре в СССР».

В 60-70-е годы 20 века в Башкортостане ликвидированы как массовые заболевания малярия, трахома, эпидемический полиомиелит. С 1969 года не регистрируются бруцеллез и туляремия. Единичными стали случаи дифтерии, столбняка. Дальнейшее совершенствование деятельности санитарно-эпидемиологической службы потребовалось в связи с бурным развитием нефтяной и химических производств, широким внедрением химических препаратов в сельском хозяйстве, загрязнением окружающей среды вредными веществами и ростом профессиональной патологии. Открываются лаборатории по исследованию атмосферного воздуха, остаточного количества ядохимикатов в продуктах питания, внедряются различные аналитические методы. Для усиления кадров в 1970 году при Башкирском медицинском институте открыт санитарно-гигиенический факультет.

В 1991 году с принятием Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» начался качественно новый этап развития санитарно-эпидемиологической службы. Впервые в истории страны на законодательном уровне было введено правовое регулирование деятельности в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В 1999 году был принят новый Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который не только уточнил редакцию основных положений закона 1991 года, но и включил в себя ряд принципиальных положений, которые ранее регулировались подзаконными актами.

Санитарно-эпидемиологический надзор стал основным средством достижения санитарно-эпидемиологического благополучия, механизм, с помощью которого решаются насущные проблемы охраны здоровья населения.

Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция) была образована в 1993 году при Комитете Российской Федерации по торговле, с тех пор многократно переходила из подчинения одного органа другому, а в 2000 году стала структурным подразделением Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.

Полномочия Госторгинспекции с 1993 года не изменялись и включали в себя государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком применения цен по отдельным группам товаров, качеством и безопасностью товаров народного потребления, а также деятельность по искоренению злоупотреблений в торговле, общественном питании и недопущению поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров.

Службу в различные годы возглавляли достойные руководители, которые заложили основу обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения: Иосиф Исаевич Геллерман, который с 1931 по 1954 год (с перерывом в военные годы в связи с уходом в ряды Красной Армии) занимал должность Главного госсанинспектора, Главного санитарного врача республики, заместителя министра здравоохранения БАССР; Татьяна Ивановна Савинова, заслуженный врач РСФСР и БАССР, проработавшая в службе с 1942 по 1983 год сначала рядовым, а затем Главным госсанинспектором, Главным государственным санитарным врачом, заместителем министра здравоохранения БАССР; Геннадий Дмитриевич Минин - Главный государственный санитарный врач по Республике Башкортостан с 1983 по 2005 годы, а затем с 2005 по 2015 год – Главный врач ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан», заслуженный врач Российской Федерации и Республики Башкортостан, доктор медицинских наук, академик РАМТН, профессионально и умело направлявший деятельность коллектива работников госсанэпидслужбы республики в период сложных техногенных и природных катастроф («фенольная эпопея», железнодорожная трагедия у станции Улу-Теляк, сложные паводковые обстановки и другие).

В 2005 году санитарная эпидемиологическая служба России пережила реорганизацию с образованием Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора), состоящей из двух функционально связанных между собой типов учреждений: осуществляющих надзорную функцию — территориальных управлений Роспотребнадзора и обеспечивающих их деятельность по проведению экспертиз, исследований, гигиенических оценок — центров гигиены и эпидемиологии.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года №636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года № 612 внесены изменения, в том числе, в постановление Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 года № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» и постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации №314 от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» начался новый этап госсанэпидслужбы России, создана Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Годом позднее, распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 января 2005 года №23-р, в целях обеспечения деятельности органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, созданы федеральные государственные учреждения здравоохранения – центры гигиены и эпидемиологии, подведомственные Роспотребнадзору.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года №1024-р территориальные управления Госторгинспекции вошли в состав Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

В 2004 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации №314 от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» началась новая реструктуризация госсанэпидслужбы России. На базе госсанэпидслужбы в структуре Министерства здравоохранения РФ был создан новый орган – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Годом позднее распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 января 2005 года №23-р в целях обеспечения деятельности органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, создано 90 федеральных государственных учреждений здравоохранения – центров гигиены и эпидемиологии, подведомственных Роспотребнадзору.

Для оценки и управления санитарно–эпидемиологической ситуацией в Республике Башкортостан, обоснования необходимых мероприятий по ее стабилизации с целью сохранения здоровья населения приняты Кодекс Республики Башкортостан от 21 декабря 1994 года №ВС-26/22 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Закон Республики Башкортостан от 12 декабря 2006 года №395-з «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Республики Башкортостан».

В Республике Башкортостан, как и в других субъектах Российской Федерации, был создан новый территориальный федеральный орган – Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан.

Сегодня Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан осуществляет государственный надзор и контроль за исполнением законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, предотвращения вредного воздействия на человека факторов среды обитания, профилактики инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений населения. Этим занимаются 13 специализированных и 12 территориальных отделов, расположенных в районах и городах республики. Деятельность Управления обеспечивает ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» и 10 его филиалов. В структуре центра координировано работают отделы гигиены, эпидемиологии, физических факторов, а также лабораторно-испытательный центр, имеющий в своем составе лаборатории бактериологических, вирусологических исследований, по индикации особо опасных инфекций и санитарно-гигиенические лаборатории по исследованию факторов окружающей среды, атмосферного воздуха.

Ежегодно в лабораториях выполняется более одного миллиона исследований. Центр является одним из наиболее оснащенных современным лабораторным и инструментальным оборудованием учреждением в республике. Количество проводимых исследований и измерений лабораториями центра, позволяющими охватить контролем практически все факторы окружающей среды, увеличивается с каждым годом. ИЛЦ постоянно обновляет материально-техническую базу, приобретает новое оборудование, внедряет новые методики исследования.

Во всех пунктах пропуска через государственную границу специалисты службы ежегодно досматривают на наличие инфекций более 20 миллионов человек, предотвращая тысячи завозов опасных заболеваний.

Мы прошли трудные годы современной истории нашего государства и своим трудом предотвратили многие осложнения санитарно-гигиенической обстановки в зонах конфликтов, техногенных и природных катастроф.

Специалисты Роспотребнадзора работают не только в России, но и за рубежами нашей страны, в том числе в Африке и Юго-Восточной Азии. Роспотребнадзор активно помогает странам-партнерам Российской Федерации, экспортируя наши передовые технологии, знания и подходы к борьбе с инфекциями и санитарными угрозами. Так, группа специалистов из Башкирии, включающая в себя санитарных врачей, эпидемиолога, врача-бактериолога, участвовала в санитарно-эпидемиологическом сопровождении аварийно-спасательных работ по ликвидации последствий стихийного бедствия - землетрясения в городе Спитак Республики Армения. Самые опытные и достойные специалисты Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан были привлечены к санитарно-эпидемиологическому сопровождению XXII Олимпийских зимних игр в г.Сочи в 2014 году, Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в городах Саранске и Волгограде.

Нельзя не вспомнить страшную железнодорожную катастрофу под Улу-Теляком в 1989 году, экологическую катастрофу в объединении "Химпром", повлекшую утечку фенола и химическое загрязнение водозаборов р.Уфы, когда содержание диоксинов в воде, превысило предельно допустимую концентрацию в 35 раз. Без питьевой воды остались около пятисот тысяч человек. Санитарно-эпидемиологическая служба Республики Башкортостан в тот период сработала отлично.

Органы и учреждения Роспотребнадзора, осуществляющие деятельность в Республике Башкортостан, под руководством Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обеспечили необходимые меры санитарно-эпидемиологической, радиационной и биологической безопасности в период подготовки и проведения массовых мероприятий с международным участием.

Так, в последние годы Республика Башкортостан является одним из перспективных регионов для проведения международных мероприятий, в том числе саммитов глав государств и правительств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и БРИКС, состоявшихся 8-10 июля 2015 года в г.Уфе, XVIII Сурдлимпийских зимних игр 2015 года, II Международного фестиваля «Студенческая весна стран БРИКС и ШОС» в г.Уфе 24-28 июня 2016 года, Международных ралли «Шелковый путь» в 2016, 2017 годах. На саммитах глав государств и правительств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и БРИКС в г.Уфу прибыло более 1,5 тыс. членов делегаций, в т.ч. 15 глав государств. В мероприятиях участвовали 1100 журналистов, 550 обслуживающего персонала, 15 тыс. человек обеспечивающих охрану и 625 волонтеров. Во время проведения саммитов 461 специалистов учреждений Роспотребнадзора осуществляли контроль за 4 объектами для проведения официальных (протокольных) мероприятий, 49 объектами для проживания, 38 объектами для организации питания и 13 медицинскими организациями города. Подобные мероприятия требуют проведения большого объема работ по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, биологической и радиационной безопасности гостей и участников, а также населения, проживающего на территории мероприятий.

В настоящее время эффективно выполняются задачи по внедрению риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности в целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности деятельности.

Для предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных санитарно-эпидемиологических требований, требований технических регламентов и нормативных актов в области защиты прав потребителей, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, осуществляются мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований с привлечением союзов, ассоциаций предпринимателей, бизнес-сообществ и граждан.

Заключение

Роль государственной санитарно-эпидемиологической службы в социально-экономическом развитии Республики Башкортостан значительна. За многолетнюю историю санитарно-эпидемиологическая служба Республики Башкортостан претерпела многократные изменения, но служба успешно продолжает выполнять возложенные на нее функции и задачи по охране здоровья и обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения республики и России в целом.

СПИСОК использованной Литературы:

1. К 95-летию Госсанэпидслужбы / Ежемесячный научно-практический бюллетень «Здоровье населения и среда обитания» №1 (286). 2017. С.56.

2. Полякова Е.П. Деятельность медико-санитарного отдела по Уфимской губернии в начальный период Первой мировой войны (1914-1915 годы). Вестник Челябинского государственного университета. 2015. №14 (369). История. Вып. 64. С. 68-73.

3. Энциклопедия Башкирии. Санитарно-эпидемиологическая служба. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ufa-gid.com/encyclopedia/san_epid.html. (дата обращения: 09.01.2017)

4. Итоги и перспективы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Республики Башкортостан: материалы научно-практической конференции / под ред. к.м.н. Степанова Е.Г. – Уфа: Мир печати, 2012. – 326 с.

5. Синенко С.Г. Белый щит. К восьмидесятилетию санитарно-эпидемиологической службы Республики Башкортостан / Под ред. главного санитарного врача по РБ, д-ра мед. наук, Заслуженного врача РБ Г.Д. Минина. Уфа: ГУП «Уфимский полиграфкомбинат». 2003. – 112 с.

6. 85 лет «… на страже здоровья». Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан, Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан». Уфа: Издательство «Август» ООО «Тамирис». 2007. – 28 с.

7. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИКО-САНИТАРНОГО ОТДЕЛА ПО УФИМСКОЙ ГУБЕРНИИ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1914–1915 ГОДЫ). Е.П. Полякова. Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 14 (369). История. Вып. 64. С. 68–73.

8. ДЕВЯНОСТО ПЯТЬ ЛЕТ. УСПЕХИ И ДОСТИЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН / Степанов Е.Г., Давлетнуров Н.Х., Буткарева Т.А. // Медицина труда и экология человека. 2017. № 4 (12). С. 5-9.

9. Из истории становления и развития санитарно-эпидемиологической службы в Республике Башкортостан / Степанов Е.Г., Казак А.А., Давлетнуров Н.Х., Баширова О.А. // Из истории санитарно-эпидемиологической службы России: Материалы, посвященные 95-летию со дня образования государственной санитарно-эпидемиологической службы России. Под ред. доктора медицинских наук, профессора А.Ю. Поповой. – М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2017. – С.331-338.

10. Становление и деятельность санитарно-эпидемиологической службы в Республике Башкортостан / Степанов Е.Г., Казак А.А., Жеребцов А.С., Давлетнуров Н.Х. // Медицинский вестник Башкортостана. Том 12, № 4 (70), 2017. 141-146с.












Вернуться в раздел