"Горячая" линия
Телефонная справочная линия

старше 16

Об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории Российской Федерации


22.04.2022

11 марта 2020 г. на официальном сайте Всемирной организации здравоохранения https://www.who.int/ размещена информация об объявлении коронавирусной инфекции (COVID-2019) пандемией. Границы всех стран для осуществления международных перевозок в туристических целях были закрыты, введены ограничения по перелету и внутри страны.

В этой связи, в настоящее время в законодательство Российской Федерации в сфере как внутреннего, так въездного и выездного туризма, осуществления договоров воздушной перевозки внесены изменения.

Так, 7 июля 2020 г. вступило в силу Положение об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2020 г.     № 991 (далее – Положение).

Положение устанавливает особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС), введении режима повышенной готовности или ЧС на всей территории России либо на ее части.

Предусмотренные им правила применяются к договорам, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 г. по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с 18 марта 2020 г. - по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 1 мая 2020 г. На чартерные рейсы они не распространяются (п. п. 1, 2 Положения).

Согласно Положению, авиаперевозчик вправе в одностороннем порядке:

- изменить условия договора (дату, время, маршрут, тип воздушного судна);

- отказаться от исполнения договора (отменить рейс) и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату.

Предусмотрена следующая схема расчетов с пассажирами.

Обязательство перевозчика перевезти пассажира в пункт назначения, указанный в билете, прекращается. При этом перевозчик обязан в течение 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, принять сумму оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке (в том числе по другим маршрутам) и дополнительных услуг.

Пассажир может использовать эту сумму в счет оплаты других билетов частично или полностью, а в случае ее недостаточности - доплатить денежными средствами. При этом перевозчик не может ограничивать пассажира в маршруте или дате воздушной перевозки при наличии в продаже билетов на выбранные пассажиром дату и маршрут (п. 5 Положения).

В соответствии с п.п. 7, 8 Положения для того, чтобы использовать эти средства в счет оплаты других билетов, пассажир должен направить перевозчику соответствующее уведомление любым из следующих способов - через сайт перевозчика, по почте или при личном обращении в пункты, предусмотренные правилами перевозчика. Такое уведомление можно направить до даты воздушной перевозки, указанной в билете, или в течение 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете.

Если пассажир так и не воспользуется этими «зарезервированными» средствами в течение 3 лет, перевозчик обязан вернуть ему деньги (по заявлению) согласно п. 10 Положения.        

Таким образом, изменениями, внесенными в законодательство Российской Федерации в области воздушных перевозок, перевозчику на сегодняшний день предоставлено право на сохранение внесенных потребителем денежных средств на личном счету (в личном кабинете или иным способом) для возможности их дальнейшего использования со стороны потребителя в течение 3 лет с даты отправления рейса (так называемый ваучер) в счет оплаты договорных отношений, возникающих с данным перевозчиком.

До истечения 3 лет с даты отправления рейса вправе подать заявление о возврате провозной платы следующие категории лиц: пассажир, признанный инвалидом I или II группы, ребенок-инвалид, а также ветеран Великой Отечественной войны, лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида, лицо, имеющее удостоверение многодетной семьи или иные документы, подтверждающие статус многодетной семьи (п. 10 Положения).

При неисполнении авиаперевозчиком обязательств по возврату денежных средств, предусмотренных Положением, спор должен разрешаться исключительно в рамках гражданского судопроизводства.

Должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей (п. 7 ст. 40 Закона о защите прав потребителей).

При предоставлении документов и волеизъявлении потребителя Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан готово обратиться с исковым заявлением в суд в защиту его прав и законных интересов.


Вернуться в раздел