"Горячая" линия
Телефонная справочная линия

старше 16

О выпуске флота в навигацию

О выпуске флота в навигацию 2021 года (для судовладельцев и физических лиц, представляющих интересы владельца судна)

Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан информирует по вопросам приведения судов в эксплуатационную готовность в навигацию 2021 года.

В соответствии с Кодексом торгового мореплавания от 30.04.1999 №81-ФЗ (ст.25,29 (ч.3)) (собрание законодательства Российской Федерации, 03.05.1999, №18, ст. 2207; 2020, № 29, ст. 4515); Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ (ст.14) (собрание законодательства Российской Федерации,12.03.2001, №11, ст. 1001; 2020, № 24, ст.3740), с требованиями СП 2.5.3650-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры», Технического регламента о безопасности внутреннего водного транспорта (утв. постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 г. №623), судовладельцам перед началом навигации необходимо:

1. Подать заявление на имя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан о проведении осмотра речных судов на предмет получения судового санитарного свидетельства о праве плавания, с приложенным графиком предъявления судов не позднее чем за 10 дней до предъявления судна.

2. Судовладельцы должны иметь результаты (или копии) лабораторных исследований воды, соответствующих требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» со всех гидрантов, запущенных в эксплуатацию, с которых будет осуществляться заправка водой судов.

3. Лабораторный контроль качества воды, используемой на судах для хозяйственно-питьевых целей, осуществляется согласно СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», СанПиН 2.1.3684-21 Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» по следующим показателям: 1) микробиологическим: общее микробное число (ОМЧ) (37+1,0)С КОЕ/см3, обобщенные колиформные бактерии (ОКБ) КОЕ/100 см3, термотолерантные колифомные бактерии (ТКБ) КОЕ/100 см3;

2) органолептические показатели: запах, привкус, цветность, мутность;

3) обобщенные показатели: общая минерализация (сухой остаток) (мг/дм.куб), жесткость общая (мг-экв/дм3), нефтепродукты (суммарно) (мг/дм3), перманганатная окисляемость (мг/дм3), ПАВ аниоактивные (суммарно) (мг/дм3), водородный показатель (рН) (ед.);

4) химические показатели: железо (Fe) (мг/дм3), марганец (Mn) (мг/дм3);

5) показатели, связанные с технологией водоподготовки: остаточный хлор / остаточный озон.

4. Согласно поручению Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, составленного на основании заявления судовладельца, специалисты ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» проводят санитарно-эпидемиологическое обследование речных судов с составлением соответствующего Акта.

5. Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан выдается Судовое санитарное свидетельство на право плавания на основании: Акта санитарно-эпидемиологического обследования судна, акта отбора проб воды, протоколов лабораторных исследований воды, а также договоров на комплексное облуживание флота (заправка судна питьевой водой, сдача хозяйственно-фекальных, подсланевых сточных вод, сухого мусора).

В связи с вышеизложенным, на судне, к моменту осмотра:

6. Должны быть закончены все ремонтные работы.

7. Оформлены договора на сдачу хозяйственно-фекальных, нефтесодержащих (подсланевых) вод, сухого мусора, на заправку судов питьевой водой, как на местах дислокации судна, так и по маршруту следования судов.

8. Представлены: список экипажа с указанием должностей и личные медицинские книжки на каждого члена экипажа согласно судовой роли. Плавсостав должен иметь заключение о медицинском освидетельствовании в соответствии с приказом МЗ и СР РФ от 12.04.2011 г. № 302 н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах с вредными и (или) опасными условиями труда», с 01.04.2021 - согласно приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.12.2020 №988н/1420н «Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры», выданное лечебно-профилактическим учреждением, имеющим лицензию на проведение периодических медицинских осмотров.

В медицинских книжках, кроме данных о медицинских осмотрах, должны быть отражены сведения о профилактических прививках против дифтерии и столбняка; против кори - сведения о двукратных прививках у работников в возрасте до 55 лет (в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16.06.2016 г. № 370н). Также, декретированный контингент (работники пищеблока, проводники, плавсостав судов-водолеев и лица к ним приравненные), должны иметь заключение медицинского осмотра врача-дерматовенеролога, бактериологическое исследование на носительство возбудителей кишечных инфекций при поступлении на работу, исследование кала на гельминтозы (1 раз в год) кроме того, работники пищеблока и буфета – мазок из зева и носа на наличие патогенного стафилококка при поступлении на работу. Также, в соответствии с п. 2.1.72 СП 2.5.3650-20 Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры»,   члены экипажа, деятельность которых непосредственно связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, обслуживанием питьевого водоснабжения, сточных вод, вентиляции должны проходить профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию (1 раз в 2 года).

9. Сведения о ремонтных работах, касающихся санитарного состояния судна, выполненных в межнавигационный период.

10. Сведения о системах, имеющихся на судах:

10.1. По системе водоснабжения (если имеется по проекту):

·          Наличие откорректированной схемы системы водоснабжения;

·          Обеспеченность судов запасами питьевой воды, исходя из минимальных норм потребления питьевой воды на одного человека в течение 1 дня времени автономного плавания судна согласно п. 2.1.40 СанПиН 1.2.3685-20;

·          Результаты анализов проб питьевой воды на соответствие требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Условия приема питьевой воды, состояние шлангов для заправки водой из береговых гидрантов, их хранение, обеспеченность заглушками;

·          Наличие устройств для замера уровня воды в цистерне;

·          Документы, подтверждающие об антикоррозионном покрытии резервуаров для хранения питьевой воды, трубопроводов, арматуры системы питьевой воды, а также соответствия системы водоснабжения требованиям пунктов 2.1.42 - 2.1.43 СанПиН 1.2.3685-20;

·          Сертификаты на материалы покрытия внутренних поверхностей цистерн питьевой воды (при окраске цистерн в текущем году);

·          Акт о проведении дезинфекции системы водоснабжения с указанием даты, состояния антикоррозийного покрытия, способа (метода) и продолжительности дезинфекции (обеззараживания) наименования и дозы используемого при этом средства;

·          Акт о работе станции ППВ «Озон», «Хлор», возможность обеспечения станции приготовления питьевой запасом питьевой воды не менее, чем на 5 календарных дней;

·          Результаты лабораторных исследований по программе производственного контроля в 2020 году;

10.2. По системам, предотвращающим загрязнение водной среды:

·          Наличие откорректированной схемы, с указанием мест опломбировки выходных клинкетов хозяйственно-фекальных и подсланевых вод;

·          Результаты анализов очищенной сточной воды (при наличии станции ООСВ) согласно требованиям пункта 2.1.55 СанПиН 1.2.3685-20;.

·          Акт о техническом состоянии станции ООСВ;

·          Результаты лабораторных исследований по программе производственного контроля в 2020 году;

·          Условия передачи на очистные сооружения или суда сборщики сточных вод, нефтесодержащих вод, мусора и отходов;

·          Сроки хранения жидких отходов в сборных емкостях без обработки (аэрации);

·          Наличие пломб на арматуре, через которую возможен сброс за борт неочищенных сточных и нефтесодержащих вод, их соответствие представленным схемам опломбировки;

·          Наличие необходимого количества контейнеров (баков) для сбора мусора и отходов.

10.3. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха:

·          Акты о работе систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха;

·          График очистки вентиляционных решеток;

10.4. Система искусственного освещения:

·          Акт о работе системы искусственного освещения;

·          Схема искусственного освещения;

11. По жилым и общественным помещениям:

·          Наличие и состояние оборудования и инвентаря;

·          Состояние постельного белья, матрацев, подушек и одеял;

·          Количество комплектов постельного белья с учетом его смены;

·          Наличие средств уборки помещений, уборочного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств. Результаты лабораторных исследований дезинфицирующих средств;

·          Наличие отдельной каюты для временного размещения больных (пострадавших) на судах, эксплуатационный режим которых предусматривает пребывание членов экипажа судна более 24 часов (при отсутствии помещений медицинского назначения);

12. По помещениям пищеблока:

·          Наличие в производственных помещениях камбуза раковин с подачей горячей и холодной питьевой воды, отвечающей требованиям гигиенических нормативов;

·          Состояние и оборудование камбуза, заготовочных, посудомоечных помещений, кладовых для хранения пищевых продуктов, в том числе холодильных камер (бытовых холодильников);

·          Акт о работе оборудования пищеблока (плит, котлов, кипятильников, холодильного оборудования);

·          Наличие и состояние инвентаря камбуза (кипятильник, котлы, баки, кастрюли, сковороды), заготовочных (разделочные доски для разных продуктов и их маркировка), посудомоечных (моющих средств, щеток, мочалок и т.д.);

·          Наличие емкостей для пищевых отходов, оборудованных крышкой и педальным приводом

·          Наличие и состояние санитарной одежды работников пищеблока;

·          Наличие уборочного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств.

13. По санитарно-бытовым и санитарно-гигиеническим помещениям:

·          Наличие санитарно-бытовых помещений на судах, эксплуатационный режим которых, предусматривает непрерывное пребывание членов экипажа на борту более 7 календарных дней (прачечные, гладильные, сушильные, кладовые чистого и грязного белья);

·          Наличие не менее 2-х стиральных машин для обеспечения условий раздельной стирки специальной одежды и иного белья;

·          Наличие отдельного помещения с индивидуальными шкафами для хранения спецодежды экипажа по числу членов экипажа;

·          Наличие сушильного помещения, оборудованного обогревательными приборами и приспособлениями для развешивания спецодежды, белья и сушки обуви;

·          Состояние и готовность к работе санитарно-технического оборудования в туалетах, умывальных, душевых, банях;

·          Наличие уборочного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств.

14. По машинным и служебным помещениям:

·          Наличие спецодежды у мотористов и механиков;

·          Наличие средств индивидуальной защиты от шума с уровнем шума более 80 дБА;

·          Состояние изоляции на нагретых поверхностях оборудования и трубопроводов;

15. Сведения по медицинским помещениям на судах 305 проекта:

·          Наличие в помещениях медицинского назначения раковины с подачей горячей и холодной питьевой воды, отвечающей требованиям гигиенических нормативов;

·          Наличие и состояние оборудования инвентаря в медицинской каюте, изоляторе;

·          Наличие необходимого перечня лекарств и средств оказания первой медицинской помощи с использованием одноразовых материалов;

·          Наличие у медицинского работника противочумного костюма первого типа.

16. Иметь программу производственного контроля с результатами лабораторно-инструментальных исследований факторов среды обитания, условий труда, а также договор на проведение лабораторных исследований питьевой воды, а также сточных вод (при наличии станции ООСВ) на 2021 год.

17. Обеспечить питание экипажей речных судов в соответствии с требованиями приказа Минтранса РФ от 30.09.2002 г. №122 «О порядке обеспечения питанием экипажей морских, речных и воздушных судов».


18. Заблаговременно оплатить госпошлину. Государственная пошлина за выдачу «Судового санитарного свидетельства на право плавания» взимается в размере 1600 рублей (Налоговый Кодекс Российской Федерации (ч.II), ст.333.33, п. 1 п/п 70)

Приложение: реквизиты (образец платежного поручения) для оплаты государственной пошлины за выдачу Судового санитарного свидетельства на право плавания