"Горячая" линия
Телефонная справочная линия

старше 16

Итоги надзора по вопросам защиты прав потребителей за 9 месяцев 2022 г.


11.11.2022

За 9 месяцев 2022 г. Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан проведен следующий комплекс мероприятий, направленных на защиту прав потребителей.

По телефону «горячей линии», по вопросам защиты прав потребителей, проконсультировано 2162 человека.

Поступило на рассмотрение 4892 обращения граждан о нарушении их  потребительских прав, из них письменных обращений – 4652 (95,1 %), устных – 240 (4,9 %).

Наиболее распространенными темами обращений граждан в области защиты прав потребителей являлись:

  • розничная торговля – 3276 обращений (66,9 %), из них розничная торговля продовольственными товарами – 659 обращений (13,4 %);
  • предоставление жилищно-коммунальных услуг – 318 обращений (6,5 %);
  • страховая и банковская деятельность – 289 обращений (5,9 %);
  • бытовое обслуживание – 256 обращения (5,2 %);
  • общественное питание – 122 обращений (2,5 %);
  • туристские услуги – 91 обращений (1,8 %);
  • услуги связи – 89 обращений (1,8 %);
  • транспортные услуги – 84 обращений (1,7 %);
  • медицинские услуги – 67 обращения (1,3 %);
  • культурно-развлекательные услуги – 48 обращений (1 %).

Рассмотрено 24 обращения граждан, адресованных Президенту Российской Федерации по вопросам защиты прав потребителей.

При проведении федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей в за истекший период 2022 г. проведено 14 внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий и 9 административных расследований.

Из общего количества внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий 12 (86 %) проведены на основании наличия у контрольного (надзорного) органа сведений об угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью.

Наибольшее количество контрольных (надзорных) мероприятий в области защиты прав потребителей проведено в сфере розничной торговли – 10 (72 %).

В сфере оказания услуг проведено 4 контрольных (надзорных) мероприятия (28 %), из них в области оказания: жилищно-коммунальных услуг – 2, услуг связи – 1, образовательных услуг – 1.

По итогам федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей выявлено 78 нарушений. В отношении виновных лиц вынесено 228 постановлений о назначении административных наказаний, в том числе 171 постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения (75 %) и 57 постановлений о назначении административных штрафов (25 %) на сумму 398,4 тыс. рублей.

Контролируемым лицам объявлено 683 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований технических регламентов, нормативных правовых актов в области защиты прав потребителей.

Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан во исполнение положений Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» проводятся профилактические мероприятия в целях:

- стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований;

- устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований;

- создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.

Всего проведено 5572 профилактических мероприятий, из них:

- 816 информирований;

- 683 объявленных предостережений;

- 303 профилактических визита;

- 3770 консультирований.

Важное значение в обеспечении защиты прав потребителей имеет содействие потребителям в реализации их права на судебную защиту.

Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан за 9 месяцев 2022 г. в судах дано 110 заключение по делу (9 месяцев 2021 г. – 111), рассмотрено 79 исковых дел, по которым даны заключения (9 месяцев 2021 г. – 63), из них удовлетворены требования потребителей по 77 делам (9 месяцев 2021 г. – 63). Присуждено денежных средств в пользу потребителей 7320,1 тыс. рублей, из них компенсация морального вреда – 93 тыс. рублей (9 месяцев 2021 г. – 15312 тыс. рублей, из них компенсация морального вреда – 121,8 тыс. рублей). По итогам 9 месяцев 2022 г. сумма присужденных денежных средств в пользу потребителей уменьшилась по сравнению с 9 месяцами 2021 г. в 2 раза.

Подано 195 иска в суд в защиту прав потребителей (9 месяцев 2021 г. – 163), из них в защиту неопределенного круга потребителей – 89 (9 месяцев 2021 г. – 100), в защиту конкретного потребителя – 105 (9 месяцев 2021 г. – 63), в защиту группы потребителей – 1 иск.

Рассмотрено 126 исков в защиту прав потребителей (9 месяцев 2021 г. – 93), из них в защиту неопределенного круга потребителей – 70 (9 месяцев 2021 г. – 51), в защиту конкретного потребителя – 55 (9 месяцев 2021 г. – 42), в защиту группы потребителей – 1 иск.

Удовлетворено (в том числе частично) 126 исков в защиту прав потребителей (9 месяцев 2021 г. – 93), из них в защиту неопределенного круга потребителей – 70 (9 месяцев 2021 г. – 51), в защиту конкретного потребителя – 55 (9 месяцев 2021 г. – 42), в защиту группы потребителей – 1 иск.

Присуждено денежных средств в пользу потребителей 6460,1 тыс. рублей, из них компенсация морального вреда 173,2 тыс. рублей, (9 месяцев 2021 г. – 9617,4 тыс. рублей, из них компенсация морального вреда 84,9 тыс. рублей). По итогам 9 месяцев 2022 г. сумма присужденных денежных средств в пользу потребителей уменьшилась по сравнению с 9 месяцами 2021 г. на 32,8 %.

В Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан поступила жалоба на действия банка, который недобросовестным путем завладел денежными средствами клиента в сумме 1 050 000 рублей и вместо банковского вклада оформил клиенту полис инвестиционного страхования жизни (полис ИСЖ) с аффилированной страховой компанией.

Требования потребителя в добровольном порядке оставлены исполнителм без удовлетворения.

Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан принято решение обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов потребителя (Орджоникидзевский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан, дело № 2-2610/2022).

В ходе гражданского судопроизводства удалось отстоять нарушенные права гражданина, обосновать неправомерность действий страховщика и банка, что привело к подписанию 6 сентября 2022 г. мирового соглашения, по которому потребителю подлежит взысканию со страховой организации денежная сумма в размере 1 050 000 рублей и моральный вред в размере 50 000 рублей.

Еще одному потребителю оказана помощь в судебной защите: потребитель И. заключил с ООО «Авалон-Тур» договор о реализации туристского продукта, в соответствии с которым туроператор ООО «Анекс Туризм» должен был туристу предоставить туристский продукт.

Ввиду заболевания коронавирусной инфекцией COVID-19 потребитель не смог осуществить туристскую поездку, в связи с чем направил туроператору претензию о расторжении договора о реализации туристского продукта и возврате денежных средств. Однако требования потребителя ООО «Анекс Туризм» не удовлетворены в добровольном порядке.

Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан по заявлению И., в рамках своих полномочий, предусмотренных п. 7 ст. 40 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», направлено исковое заявление в суд о защите прав и законных интересов потребителя.

Калининским районным судом г. Уфы Республики Башкортостан вынесено решение в пользу потребителя И. о расторжении договора и возврате денежных средств за тур в сумме 61 764 руб., взыскании неустойки за неудовлетворение предъявленного потребителем требования о возврате денежных средств в сумме 50 000 руб., моральный вред – 3000 руб., штраф в размере 40 000 руб.

Не согласившись с решением суда туроператор ООО «Анекс Туризм» подал апелляционную жалобу в Верховный суд Республики Башкортостан. Судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан юридическому лицу отказано в удовлетворении заявленных требований.

С решениями судов можно ознакомиться на государственном информационном ресурсе защиты прав потребителей (ГИР ЗПП), модуль «Судебная практика».

По поручению Правительства Российской Федерации создан Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей (ГИР ЗПП) http://zpp.rospotrebnadzor.ru/, который состоит из 10 модулей – «Справочник потребителя», «Советы по здоровому питанию», «Нормативные правовые акты», «Информационно-аналитические материалы», «Органы и организации в сфере защиты прав потребителей», «Результаты проверок», «Продукция, не соответствующая обязательным требованиям», «Новости», «Судебная практика» и «Виртуальная приемная», которые доступны любому интернет-пользователю.

На сайте ГИР ЗПП размещена вся нормативная база по защите прав потребителей, в том числе региональная, образцы претензионных и исковых заявлений, памятки потребителям, судебная практика в сфере защиты прав потребителей и многое другое. Также на сайте собран архив по всем случаям нарушения технических регламентов.

Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан на государственном информационном ресурсе размещены следующие материалы:

  • информационно-аналитические – 5;
  • новостные – 129;
  • судебные решения – 29.

На сайте действует модуль «Виртуальная приемная», на котором граждане оставили 98 обращений по вопросам, связанным с защитой прав потребителей в Республике Башкортостан. На 89 обращений даны ответы и разъяснения, в соответствии с законодательством Российской Федерации, 9 обращений заблокировано по обоснованным причинам.

Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан призывает всех жителей республики активно обращаться к Государственному информационному ресурсу в сфере защиты прав потребителей.


Вернуться в раздел