"Горячая" линия
Телефонная справочная линия

старше 16

Итоги судебной практики по защите прав потребителей за 9 месяцев 2021 г.


24.11.2022

Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в соответствии с положениями п.п. 7 и 8 ст. 40 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей), как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей привлекается судом к участию в деле или вступает в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения, а так же обращается в суд с заявлением по делу в целях защиты прав потребителей и неопределенного круга потребителей.

В 2022 г. увеличилось количество обращений граждан с жалобами  на уклонение продавцов, банковских и страховых организаций, при оказании юридических услуг от обязанностей, предусмотренных законом, связанные с таким понятием, как «опцион».

За указанный период поступило 69 обращений граждан о нарушениях прав потребителей в части исполнения опционных, лицензионных договоров, договоров абонентского обслуживания заключаемых заемщиками при оформлении кредитных договоров, договоров купли-продажи автомобилей.

По обращениям граждан составлено и принято к производству 24 исковых заявления в защиту прав потребителей о признании недействительным условий и расторжении опционных договоров, договоров абонентского обслуживания, 1 исковое заявление – о прекращении противоправных действий в отношении неопределённого круга потребителей.

Рассмотрено 8 исковых заявлений, в пользу потребителей присуждено 1,2 млн. рублей.

Поступают обращения о нарушении прав потребителей, связанных с так называемыми «невозвратными» подарочными сертификатами, когда продавцы и исполнители услуг не возвращали денежные средства, оформленные подобным образом.

По результатам 12 жалоб, поступивших в 2022 г. о нарушении прав потребителей при отказе в возврате денежных средств за подарочные сертификаты, подготовлено 8 претензий, которые в досудебном порядке удовлетворены. Составлено 4 исковых заявления, по результатам рассмотрения судами в пользу потребителей присуждено 38 тыс. рублей.

За 9 месяцев 2022 г. в судах дано 110 заключений по делу (9 месяцев 2021 г. – 111), рассмотрено 79 исковых дел, по которым даны заключения (9 месяцев 2021 г. – 63), из них удовлетворены требования потребителей по 77 делам (9 месяцев 2021 г. – 63). Присуждено денежных средств в пользу потребителей 7,3 млн. рублей, из них компенсация морального вреда – 93 тыс. рублей (9 месяцев 2021 г. – 15,3 млн. рублей, из них компенсация морального вреда – 121,8 тыс. рублей).

Подано 195 исков в суд в защиту прав потребителей (9 месяцев 2021 г. – 163), из них в защиту неопределенного круга потребителей – 89 (9 месяцев 2021 г. – 100), в защиту конкретного потребителя – 105 (9 месяцев 2021 г. – 63), в защиту группы потребителей – 1 иск.

Рассмотрено 126 исков в защиту прав потребителей (9 месяцев 2021 г. – 93), из них в защиту неопределенного круга потребителей – 70 (9 месяцев 2021 г. – 51), в защиту конкретного потребителя – 55 (9 месяцев 2021 г. – 42), в защиту группы потребителей – 1 иск.

Удовлетворено (в том числе частично) 126 исков в защиту прав потребителей (9 месяцев 2021 г. – 93), из них в защиту неопределенного круга потребителей – 70 (9 месяцев 2021 г. – 51), в защиту конкретного потребителя – 55 (9 месяцев 2021 г. – 42), в защиту группы потребителей – 1 иск.

Присуждено денежных средств в пользу потребителей 6,4 млн. рублей, из них компенсация морального вреда 173,2 тыс. рублей, (9 месяцев 2021 г. – 9,6 млн. рублей, из них компенсация морального вреда 84,9 тыс. рублей).

Поводом для обращения Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан с исковым заявлением в целях защиты прав группы потребителей, послужило поступление заявлений от 28 потребителей о ненадлежащем оказании коммунальных услуг со стороны ООО «Дюртилимеливодстрой» – вывоз мусора от контейнерной площадки.

Все граждане являются собственниками жилых помещений и в соответствии с Законом о защите прав потребителей являются потребителями услуг, поскольку используют коммунальные услуги исключительно для личных бытовых нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Коммунальные услуги по вывозу твердых коммунальных отходов оплачивают своевременно и в полном объеме согласно выставляемых счетов.

Как следует из искового заявления и подтверждено в ходе судебного заседания вывоз твердых коммунальных отходов региональным оператором производится нерегулярно и не своевременно. Ненадлежащее исполнение ООО «Дюртилимеливодстрой» своих обязанностей по вывозу мусора повлекло его складирование на придомовой территории, и ее засорение.

Вследствие нарушения ответчиком прав потребителей, предусмотренных законодательством в области защиты прав потребителей, группе потребителей причинен моральный вред, который она оценивает в размер 28 000 рублей.

Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан обязал ответчика – ООО «Дюртилимеливодстрой» компенсировать в пользу перечисленных в исковом заявлении потребителей моральный вред и штраф в размере 50% от присужденных денежных средств на общую сумму 42 000 рублей.

С решениями судов можно ознакомиться на государственном информационном ресурсе защиты прав потребителей (ГИР ЗПП), модуль «Судебная практика».

Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан проводит консультации граждан по телефону «горячей линии»: 8 800 700 90 30, в общественной приемной, а также по телефону консультационного центра по защите прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан»: 8 (347) 287 85 18.

Телефоны, адреса и режим работы территориальных отделов управления, консультационных пунктов и центра для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» размещены на официальных сайтах Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан».

Вернуться в раздел