"Горячая" линия
Телефонная справочная линия

старше 16

Памятка потребителям при покупке автомобиля


06.02.2023

В связи с поступающими обращениями граждан на нарушения их прав при покупке автотранспортных средств, Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан разъясняет:

  • автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники, прицепы и номерные агрегаты к ним (двигатель, блок цилиндров двигателя, шасси (рама), кузов (кабина) автотранспортного средства или самоходной машины, а также коробка передач и мост самоходной машины) должны пройти предпродажную подготовку, виды и объемы которой определяются изготовителем. В сервисной книжке на товар или ином заменяющем ее документе продавец обязан сделать отметку о проведении такой подготовки;

  • при передаче товара потребителю одновременно передаются установленные изготовителем комплект принадлежностей и документы с информацией о правилах и условиях эффективного и безопасного использования товара и поддержания его в пригодном к эксплуатации состоянии, в том числе сервисная книжка или иной заменяющий ее документ (в случае если такие документы представляются в электронной форме, то продавец при передаче товара потребителю обязан довести до сведения потребителя порядок доступа к ним), а также документ, удостоверяющий право собственности на транспортное средство и номерной агрегат;
  • лицо, осуществляющее продажу, при передаче товара проверяет в присутствии потребителя качество выполненных работ по предпродажной подготовке товара, а также его комплектность.

Обращаем внимание потребителей, что автомобили и мотовелотовары, прицепы к ним, номерные агрегаты (двигатель, блок цилиндров двигателя, шасси (рама), кузов (кабина) автотранспортного средства или самоходной машины, а также коробка передач и мост самоходной машины) к автомобилям и мотовелотоварам, мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ, прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения включены в Перечень  непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2463.

Кроме того, вышеуказанная категория товаров включена Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2463).

В связи с поступающими обращениями граждан, столкнувшихся с обманом и навязыванием дополнительных товаров и услуг при покупке автомобилей в автосалонах, Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан обращает внимание на типичные нарушения прав потребителей в указанной сфере:

  • на сайте продавца в интернете и при обращении по телефонам недобросовестные продавцы указывают недостоверную (заниженную) стоимость автомобиля (для привлечения клиентов непосредственно в автосалон);

  • до показа автомобиля или заключения договора-купли продажи продавец настаивает на подписании предварительного договора с передачей первоначального взноса (аванса, предоплаты, залога, задатка и т.п.), в договоре содержатся условия об удержании всей суммы указанного взноса или его части при отказе от основного договора;

  • при заключении договора купли-продажи автомобиля за счет кредитных средств потребителям предоставляется недостоверная информация о размере процентной ставки (в рекламе в интернете, на сайте или в рекламных буклетах указывается процентная ставка существенно ниже той, которая указывается в договоре);

  • навязывание различных товаров, работ, услуг при покупке автомобиля (предлагается более дорогая комплектация автомобиля, установка дополнительного оборудования, страхование, сервисные работы и т.п.)

Чтобы избежать обман и навязывание дополнительных товаров и услуг, необходимо:

  • ознакомиться на различных сайтах в интернете с отзывами о продавце автомобилей;

  • с осторожностью отнестись к предложениям продажи автомобилей по цене ниже рыночной;

  • до показа автомобиля или заключения договора купли-продажи не подписывать предварительный договор, в котором содержатся условия, предусматривающие удержание продавцом суммы предварительной оплаты автомобиля, при отказе от приобретения товара;

  • при покупке подержанного автомобиля проверить историю машины самостоятельно, воспользовавшись информацией, расположенной на официальном сайте Государственной инспекции безопасности дорожного движения в разделе «Проверка автомобиля» (https://xn--90adear.xn--p1ai/check/auto);

  • внимательно изучить договор до его подписания, не ставить подпись, если какие-то пункты документа Вас не устраивают или не соответствуют тому, что говорит продавец (в договоре обязательно должны быть указаны сроки поставки автомобиля, размер аванса, порядок его возврата, если Вы откажетесь от покупки по вине продавца, а также полное описание модификации модели, которая должна соответствовать заводской комплектации);

  • подписывать тот договор, который только что прочли, если менеджер унес документ, а затем вернул, необходимо перечитать снова, чтобы уберечь себя от недобросовестных действий сотрудников автосалона по включению в договор иных условий;

  • следует учесть, что наиболее безопасной является оплата банковской картой. При оплате наличным способом необходимо истребовать документ, подтверждающий факт внесения денежных средств, в любом случае Вам должен быть выдан контрольно-кассовый чек (в т.ч. в электронном виде);

  • перед тем как забрать машину, необходимо ее осмотреть на наличие дефектов, сверить номера двигателя, шасси и номер кузова, VIN с договорными условиями, проверить комплектность автомобиля и уровень технических жидкостей. Обязательно проверить, работает ли освещение, дополнительное оборудование;

  • подписывайте акт приема-передачи автомобиля, только после тщательного осмотра.

Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан обращает особое внимание на тот факт, что навязывание дополнительных товаров и услуг, установленных ст. 16 Закона о защите прав потребителей запрещено. Компания, виновная в нарушении одного из основополагающих прав потребителей на свободный выбор услуг, должна возместить потребителю все убытки, включая цену навязанных товаров или услуг.

Консультации по всем дополнительным вопросам возможно получить по телефону «горячей линии» Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан 8- 800-77-50-170, в общественной приемной Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан (г. Уфа, ул. Рихарда Зорге, д.58, каб. №106) по четвергам с 13:00 до 16:00 часов местного времени, в РГАУ Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в г. Уфа (проспект Октября, д. 4/1) по средам с 10:00 до 19:00 час., в г. Нефтекамск (ул. Социалистическая, д. 8) и г. Стерлитамак (ул. Худайбердина, д. 83) по четвергам с 9.00 до 18.00 час. местного времени, а также по телефону консультационного центра по защите прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» 8 (347) 287-85-18.

Телефоны, электронные адреса и режим работы территориальных отделов управления, консультационных пунктов и центра для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» размещены на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан (http://02.rospotrebnadzor.ru)


Вернуться в раздел