С начала
В нарушение статей 8, 9, 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (Закон) и п.10 «Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями», утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.01.1996 г. № 27 (Правила), отсутствует или предоставляется неполная информация об организации-исполнителе, режиме ее работы (на вывеске) и предоставляемых услугах.
Среди нарушений чаще всего выявляется:
- отсутствие информации о месте нахождения учреждения (месте его государственной регистрации);
- отсутствие информации о лицензии на осуществление медицинской деятельности;
- отсутствие информации о квалификации и сертификации специалистов;
- отсутствие перечня платных медицинских услуг с указанием их стоимости;
- отсутствие в письменном договоре с потребителем условий и сроков получения платных медицинских услуг, сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон;
- отсутствие в чеке (квитанции) разбивки суммы по видам услуг, оказанных потребителю.
Кроме того, по результатам проверок выявлялись следующие условия договора, ущемляющие установленные законом права потребителей:
- одностороннее изменение исполнителем условий договора (в т.ч. – условия о цене договора);
- одностороннее расторжение договора по инициативе исполнителя;
- непредставление при выявлении недостатков оказанной услуги права выбора требований, предусмотренных ст.29 Закона, ограничивая потребителя каким-то одним правом;
- запрет (непредставление) на выбор лечащего врача и иных условий оказания услуг;
- невозможность отказа потребителя от исполнения договора об оказании услуг в любое время;
- ограничение ответственности исполнителя услуг за исход лечения (качество оказанной услуги);
- установление исключительной подсудности;
- отказ в возврате оплаченной суммы (в т.ч. аванса и т.п.) при расторжении договора по инициативе потребителя.
А также выявлялись нарушения, связанные с обманом потребителей и осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований лицензии.
Так, в ходе проведения плановой проверки стоматологического кабинета «Астродент» индивидуального предпринимателя Исламгуловой Д.Р. (г.Кумертау) установлены нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей.
Не доведена до сведения потребителя информация о квалификации и сертификации специалиста и Правила оказания платных медицинских услуг в нарушение ст.10 Закона и п.13 Правил.
Не представлены копии договоров, заключаемых с потребителями, при оказании услуг, а также расчет стоимости услуги. Со слов индивидуального предпринимателя договор оформляется в 1 экземпляре и выдается потребителю, что является нарушением ст.10 Закона и п.11 Правил.
В п.4.2 типовой формы договора на оказание платных медицинских услуг содержится условие «Претензии и споры разрешаются через Третейский суд Ассоциации стоматологов», что ограничивает право потребителя на обращение в судебные органы и является нарушением статей 16, 17 Закона.
В отношении индивидуального предпринимателя вынесены постановления об административных наказаниях по ч.1 и 2 ст.14.8 КоАП РФ на сумму 2,0 тыс. рублей.
При проведении плановой выездной проверки Общества с ограниченной ответственностью «Яинар», (Республика Башкортостан, Бакалинский район, с.Бакалы) выявлено, что ООО «Яинар» при предоставлении платных медицинских услуг, включает в договоры на их оказание условия, ущемляющие установленные законом права потребителей.
В п.1 раздела «Ответственность сторон» указано «Претензии по ненадлежащему исполнению платной медицинской услуги от «Потребителя» принимаются в течение 10 дней в письменной форме» в нарушение ч.3 ст.29 Закона.
Пункт 3 раздела «Ответственность сторон» изложен: «Лицо, ответственное за лечебную работу, обязано в течение суток рассмотреть заявление и в случае необходимости принять меры:
- назначить новый срок оказания услуги;
- уменьшить стоимость предоставленной услуги;
- определить другого специалиста для исполнения услуги;
- возместить убытки «Потребителю».
Данный пункт договора ущемляет право потребителя, предусмотренное п.17 Правил.
Кроме того, при проведении проверки установлено, что в ООО «Яинар» не осуществляется должный контроль над соблюдением санитарных правил.
Стоматологические кресла не разделены непрозрачными перегородками высотой 1,5 м в нарушение п.4.2 гл.5 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (СанПиН 2.1.3.2630-10).
В хирургическом кабинете не установлен локтевой или сенсорный смеситель в нарушение п.4.4 гл.5 СанПиН 2.1.3.2630-10.
Рабочее место не обеспечено пакетом со стерильным ватным валиком. Нарушается режим стерилизации медицинской ваты, эндодонтического инструментария, стерилизацию осуществляют воздушным методом в нарушение п.8.3.16 гл. 8, п. 2.17, п. 2.18 гл. 2 СанПиН 2.1.3.2630-10.
В хирургическом кабинете для обеззараживания воздуха не установлен бактерицидный облучатель, что является нарушением п.4.6 гл.5 СанПиН 2.1.3.2630-10.
Не обеспечен контроль за своевременным, полным и достоверным осуществлением производственного контроля, в нарушение п.3.2.3 гл. 2 СанПиН 2.1.3.2630-10.
В отношении должностного лица, ответственного за данные нарушения, составлены протоколы об административных правонарушениях по ч.2 ст.14.8, ч.2 ст.14.4 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафов на общую сумму 5,0 тыс. рублей. Выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
В результате плановой выездной проверки в отношении ООО «Авиценна» лечебно-диагностического центра (г.Нефтекамск) выявлено, что при оформлении договора на оказание платных медицинских услуг, потребителей ввели в заблуждение относительно наименования и стоимости оказанной услуги, что привело к обсчету на денежную сумму в размере 50 рублей. По результатам проверки виновное лицо оштрафовано по ст.14.7 КоАП РФ на сумму 1,0 тыс. рублей. Выдано предписание об устранении выявленных нарушений.