"Горячая" линия
Телефонная справочная линия

старше 16

Информация о деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в сфере защиты прав потребителей при предоставлении финансовых услуг в 2011 году


20.02.2012

Информация о деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в сфере защиты прав потребителей при предоставлении финансовых услуг в 2011 году

Сфера по предоставлению финансовых услуг является приоритетной в надзорной деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан. Недостаток финансовой грамотности значительной части населения ограничивает способность людей принимать правильные решения относительно управления своими денежными средствами и вынуждает их идти на неосознанные финансовые риски. Отсюда и вытекает рост количества обращений на действия организаций, оказывающих финансовые услуги. Общее количество поступивших обращений в сфере защиты прав потребителей увеличилось за год в 1,9 раза и составило 292 (2010 г. - 153) Проводя мониторинг поступивших обращений, необходимо отметить, что большинство вопросов связано с образовавшейся задолженностью в связи с просрочкой очередных платежей самими заемщиками, а также не снижающейся суммой долга при оплате кредита по карте. Данная проблема заключается не только в ненадлежащем исполнении заемщиками договорных обязательств, но и со стороны кредитных организаций имеются ряд нарушений норм действующего законодательства:

  • навязывание возмездных дополнительных услуг - страхование жизни, здоровья, трудоспособности заемщика, расчетно-кассовое обслуживание, оплата открытия и ведения расчетных счетов;
  • единовременные и ежемесячные комиссии - оформление пакета документов (кредитных договоров, соглашений, договоров залога, поручительства), за выдачу и обслуживание кредита;
  • наличие в договорах условий о взимании штрафов и неустоек за досрочное полное и частичное погашение кредита;
  • включение в договора условий, ущемляющих права потребителей (изменение банком условий договора в одностороннем порядке, определение подсудности);
  • необоснованная абсолютизация кредитными организациями принципа свободы договора;
  • не предоставление необходимой информации о юридическом лице (его местонахождения), оказываемых услугах, программе страхования вкладов, сумме, подлежащей выплате заемщиком, процентной ставке, сопутствующих платежах.

В 2011 г. проведено 28 проверок (2010 г. - 12) в отношении финансовых учреждений, осуществляющих свою деятельность по предоставлению гражданам услуг по кредитованию, из них плановых - 11 проверок (2010 г. - 8), внеплановых - 17 проверок (2010 г. - 4) и 27 административных расследований (2010 г. - 2).

Кроме того, дано 46 заключений в судах, в 32 случаях требования потребителей удовлетворены и в пользу потребителей-заемщиков присуждено денежных средств на сумму 811,5 тыс. рублей и компенсация за моральный вред - 16,0 тыс. рублей.

За выявленные нарушения в отношении юридических и должностных лиц вынесены 39 постановлений об административных правонарушениях на сумму 280,0 тыс. рублей. (2010 г. - 138,0 тыс. рублей).

Так, по обращению гр.Г. с претензией к ОАО «Сбербанк России» о включении в кредитный договор условий, ущемляющих права потребителей проведена внеплановая документарная проверка. По результатам проведенного мероприятия выявлены нарушения прав потребителей по сравнению с установленными законами и иными правовыми актами Российской Федерации. В отношении ОАО «Сбербанк России» Управлением вынесено постановление об административном правонарушении и наложении штрафа по ч.2 ст.14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на сумму 15,0 тыс. рублей. Открытым акционерным обществом «Сбербанк России» обжаловано данное постановление. Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан в удовлетворении исковых требований отказано, тогда ОАО «Сбербанк России» обратилось с апелляционной жалобой в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд. Однако и Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд постановление Управления оставил в силе.

По факту обращения гр.А. о нарушении прав потребителя, связанные с непредставлением необходимой и достоверной информации при заключении кредитного договора проведено административное расследование в отношении ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк». По его результатам кредитная организация привлечена к административной ответственности в виде наложения денежного штрафа в размере 10,0 тыс. рублей по ч.1 ст.14.8 КоАП РФ. Но банк обжаловал данное постановлении в Арбитражном суде г.Москвы, который вынес решение об отказе в удовлетворении исковых требований. ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» не согласилось с судебным решением и обратилось с апелляционной жалобой в Девятый Арбитражный апелляционный суд. Но и этим судом постановление Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан оставлено в силе.

В следующий раз по обращению потребителя Ю. с претензией на нарушение его прав при оказании финансовых услуг в отношении ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой юридическое лицо привлечено к административной ответственности в виде наложения штрафа, в размере 15,0 тыс. рублей по ч.2 ст.14.8 КоАП РФ. Основанием для привлечения к административной ответственности послужило включение банком в кредитный договор условий, ущемляющих права потребителей: одностороннее изменение банком условий кредитного договора, безакцептное списание денежных средств со счетов заемщика без его согласия, требование банком досрочного возврата кредита в случаях, непредусмотренных нормами Гражданского Кодекса Российской Федерации. ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением об оспаривании постановления Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан. В настоящее время идет судебное разбирательство.


Вернуться в раздел