Международная Федерация потребительских организаций Consumers International (CI), выбрав в 2013 году тему Всемирного дня защиты прав потребителей, призывает своих членов и сторонников акцентировать внимание на вопросах совершенствования правовых механизмов защиты потребительских прав и законных интересов граждан.
Особая актуальность совершенствования правовых и организационных механизмов для более действенной и эффективной защиты прав и интересов потребителей связана с процессами стремительного глобального развития всесторонних связей между странами, происходящими в современном мире.
Совершенствование правового обеспечения, выработка новых механизмов по защите прав потребителей, призванных решать прикладные задачи в конкретных интернациональных сферах потребительских правоотношений, набирающих с каждым годом все большую актуальность (финансовые, коммунальные услуги, международный туризм, услуги перевозки пассажиров и так далее) – дело всего мирового сообщества.
Поэтому тема Всемирного дня защиты прав потребителей – «Потребительское правосудие сегодня» выбрана не случайно и напрямую связана с актуализацией основного международного акта в данной сфере – руководящих принципов для защиты интересов потребителей (приняты 09 апреля 1985 году Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, последние изменений вносились в 1999 году), которая в настоящее время начата в рамках деятельности ЮНКТАД (UNCTAD – United Nations Conference for Trading and Development – Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию) – орган Генеральной ассамблеи ООН, не являющийся международной торговой организацией. Создан в 1964 году и насчитывает 194 стран-членов (включая Российскую Федерацию). Основные задачи – содействие развитию международной торговли, равноправного взаимовыгодного сотрудничества между государствами, выработка рекомендаций по функционированию международных экономических отношений и так далее).
В то же время нельзя не учитывать то обстоятельство, что осуществление сильной государственной политики в сфере защиты прав потребителей невозможно без мобилизации сил самого общества.
В связи с этим тема Всемирного дня защиты прав потребителей призвана способствовать привлечению внимания населения к существующим проблемам в данной сфере в целях повышения потребительской грамотности, информирования граждан о важнейших механизмах государственной и общественной защиты потребительских прав, о широких возможностях населения по защите своих прав.
О мероприятиях, которые состоятся в этом году в рамках Всемирного дня защиты прав потребителей, Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан будет информировать дополнительно.