"Горячая" линия
Телефонная справочная линия

старше 16

В каких случаях и кем проводится экспертиза товара.


30.10.2014

В каких случаях и кем проводится экспертиза товара

В соответствии со ст.18 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. №2300-I«О защите прав потребителей» (далее – Закон), продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет.

Экспертиза товаров проводится с целью получения компетентного заключения специалиста-эксперта о соответствии товара, определенным нормам и заявленной товарной информации, то есть  независимая экспертиза товаров необходима потребителю в случае спора с продавцом о причинах проявившихся недостатков – являются ли они производственными либо возникли уже в процессе использования (ненадлежащей эксплуатации или по неосторожности владельца). «Независимой» такая экспертиза является в виду того, что эксперты (экспертная организация) не зависят не от одной из сторон спора.

В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования (п.6 ст.18 Закона).

Например, пунктом 8.2 ГОСТ 26167-2005 «Обувь повседневная. Общие технические условия», установлен гарантийный срок носки обуви - не менее 30 дней со дня продажи через розничную сеть или начала сезона. Таким образом, если недостатки в приобретенной обуви обнаружены в течение гарантийного срока, обязанность по проведению экспертизы возлагается на продавца.

Однако если в результате экспертизы товара будет установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец, потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

Не всегда бремя доказывания возникновения недостатков лежит на продавце. Исключение составляют следующие случаи:

-  если на товар не установлен гарантийный срок;

-  если потребитель обратился по истечению гарантийного срока,

В этих случаях продавец отвечает за недостатки, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момент.

Например, нормативными документами не установлен гарантийный срок на одежду и головные уборы.

Таким образом, если изготовителем и продавцом самостоятельно при продаже товара не дана гарантия, доказательство продажи товара ненадлежащего качества (экспертиза) возлагается на потребителя.

Права потребителя при проведении проверки качества и экспертизы:

-  участвовать при проведении проверки качества и экспертизы;

-  оспорить заключение экспертизы в судебном порядке.

Экспертиза должна быть проведена в пределах сроков, установленных для  устранения недостатков товара, замены товара и сроков, удовлетворения отдельных требования потребителя.


Вернуться в раздел