"Горячая" линия
Телефонная справочная линия

старше 16

Роль санитарно-эпидемиологической службы в ликвидации последствий «фенольной катастрофы» в Республике Башкортостан


05.05.2022

Одним из сложных испытаний в деятельности санитарно-эпидемиологической службы Республики Башкортостан явилась «фенольная» катастрофа в г. Уфе в   1990 г., связанная с попаданием обогащенных фенолом промышленных стоков ПО «Химпром» в р. Уфа и далее через систему Южного водозабора в городские сети питьевого водоснабжения.

По мнению жителей южной части города неопределенный посторонний привкус в воде появился приблизительно 20 марта, отчетливый привкус карболки– 29 марта.

30 марта 1990 г. было подтверждено лабораторными исследованиями, проведенными Уфимской городской санитарно-эпидемиологической станцией, загрязнение питьевой воды фенолом в сетях Южного водопровода г. Уфы. Население города сразу было проинформировано. Первая информация для населения о загрязнении городского водопровода была дана по городской радиотрансляционной сети в 13 часов 30 марта.

Причиной загрязнения питьевой воды в водопроводе г. Уфы явилась авария, происшедшая в ноябре-декабре 1989 г. на ПО "Химпром", в результате которой произошел сброс фенола в приемный резервуар канализационной насосной станции предприятия, откуда он вместе с поверхностными талыми стоками попал в пруд. Этот пруд использовался ПО "Химпром" и пропарочной станцией Башкирского отделения Куйбышевской железной дороги в качестве отстойника поверхностных стоков.

Южный водозабор являлся единственным источником обеспечения питьевой водой потребителей Кировского, Ленинского, Советского и частично Октябрьского и Орджоникидзевского районов города. Загрязнение воды фенолом в водозаборе и водопроводе создало угрозу жизни населению этих районов (около 600 тыс. чел.), а в последующем - сложную ситуацию по снабжению его привозной питьевой водой.

Без снабжения питьевой водой оказались 25 больниц, 31 средняя школа, 106 детских дошкольных учреждений, 5 хлебозаводов, 552 предприятия общественного питания, 2500 жилых домов 5-ти городских районов и многие промышленные предприятия.

Из-за употребления загрязненной фенолом воды, начиная с 31 марта с жалобами на ухудшение самочувствия в медицинские учреждения обратилось 1837 человек, в том числе 998 детей. При этом 152 человека, из них 23 ребенка, были госпитализированы. 15 пострадавшим был поставлен диагноз - обострение хронических заболеваний в связи с употреблением загрязненной воды.

Председателем исполкома г. Уфы было отдано распоряжение о сборе комиссии по чрезвычайным ситуациям Уфимского горисполкома. Штабы гражданской обороны республики и г. Уфы были переведены на круглосуточный режим работы для выявления причин загрязнения водоисточников и выработки предложений по ликвидации чрезвычайной ситуации. В состав КЧС г. Уфы входил заместитель главного врача  Уфимской городской санитарно-эпидемиологической станции Ярославцев В.Н.

На первом заседании КЧС г. Уфы были приняты решения об экстренном информировании населения о загрязнении питьевой воды, локализации сброса загрязнений на ПО "Химпром", проведении регулярных анализов воды в реках, водозаборе, водопроводе, организации централизованной доставки питьевой воды в южную часть города и обеспечение расширенной продажи соков и минеральной воды.

К работе КЧС привлекались специалисты городского комитета народного контроля, Республиканской, городской и районных в г. Уфе СЭС, предприятия «Уфаводоканал», Башгидромета, Башкирского научного центра Уральского отделения АН СССР, Башкирского государственного медицинского института, других научных учреждений, а также предприятий, объединений и учреждений города, средств массовой информации.

КЧС обеспечила бесперебойное снабжение населения привозной питьевой водой, потребовавшее мобилизации транспортных средств, принадлежащих различным организациям города, поиск источников незараженной воды, контроль за ее подвозом и распределением, а также решение целого ряда других вопросов.

Распоряжением Совета Министров СССР от 10 апреля 1990 г., была образована Правительственная комиссия во главе с заместителем Председателя Совета Министров СССР В.К. Гусевым. В состав комиссии вошли Министр химической и нефтеперерабатывающей промышленности СССР, заместитель Председателя Совета Министров РСФСР, председатель Всесоюзной ассоциации "Агрохим", вице-президент АН СССР, Председатель Совета Министров Башкирской АССР, Главный санитарный врач СССР Кондрусев А.И. и другие должностные лица. Комиссия прибыла на место происшествия 12 апреля. В этот же день состоялась внеочередная сессия Уфимского городского Совета народных депутатов, целиком посвященная чрезвычайной ситуации и неотложным мерам по охране окружающей среды в городе. Сессия объявила г. Уфу зоной экологического бедствия и вышла с обращением к Правительству СССР о принятии постановления об охране окружающей среды в регионе и возмещении союзными министерствами нанесенного городу ущерба.

Постоянный контроль за степенью загрязнения водоисточников и городских водопроводов велся сетью наблюдения и лабораторного контроля, в которую входили Центр наблюдения за загрязнением природной среды и другие подразделения управления Башгидромета, подразделения Госкомприроды БАССР, Республиканской, городской и  районных в г. Уфе СЭС, лаборатории предприятия «Уфаводоканал», Научно-исследовательского института нефтехимии (НИИнефтехим), другие научные учреждения, группы контроля ПО "Химпром", лаборатории различных предприятий.

Санитарно-химические и бактериологические лаборатории санитарной службы в г. Уфе работали круглосуточно. С 30 марта Уфимской городской санитарно-эпидемиологической станцией, управлением Башгидромет и Госкомприроды БАССР были организованы регулярные взятия проб и проведение анализов воды в реках Шугуровка, Уфа и скважинах Южного водозабора. Периодичность отбора проб воды с 30 марта по 7 апреля была установлена через каждые 2 часа, с 7 по 22 апреля - три раза в сутки, с 23 апреля - один раз в сутки.

Предприятие «Уфаводоканал» совместно с НИИнефтехим два раза в сутки проводили комплексные анализы на токсичность воды в водопроводных сетях города. Благодаря своевременному прекращению ее хлорирования, других включений, кроме фенола, обнаружено не было.

В результате естественных процессов очистки воды и принятых мер к 12 апреля содержание фенола в воде Южного водопровода снизилось до 1-1,5 ПДК (0,001 мг/л).

С 13 апреля было возобновлено хлорирование воды на водозаборе этого водопровода. С 13 по 15 апреля в связи с возобновлением хлорирования воды содержание фенола в ней периодически повышалось от 0,001 мг/л до 0,002 мг/л. И лишь с 18 апреля были сняты все ограничения по использованию воды, поскольку следов фенола в ней в последние три дня обнаружено не было.

Для обеспечения жителей Кировского, Ленинского, Советского, части Октябрьского и Орджоникидзевского районов г. Уфы чистой питьевой водой была проведена мобилизация авто- и прицепных цистерн и других перевозимых емкостей промышленных, пищевых и торговых предприятий города, определены места забора и раздачи воды, режим доставки и нормы на одного человека (14-16 литров питьевой воды в сутки).

Привлеченные емкости предварительно проходили специальную обработку на Уфимском молочном комбинате и Уфагормолзаводе, которая включала в себя мойку и пропарку. Предприятиями города были изготовлены специальные устройства для раздачи воды населению. Санитарная служба города провела паспортизацию средств доставки и мест забора воды и круглосуточно осуществляла контроль, в том числе лабораторный, в местах забора и раздачи питьевой воды, мойки и дезинфекции емкостей для привозной воды.

Отсутствие питьевого водоснабжения продолжающих работу предприятий пищевой промышленности, общественного питания, продовольственной торговли, образовательных учреждений для детей и подростков, лечебных учреждений  и других объектов по обслуживанию населения создавало высокий эпидемиологический риск, который санитарно-эпидемиологической службе удалось минимизировать путем организации и проведения санитарно-гигиенических  и противоэпидемических мероприятий. В тот период большинство пищевых производств (молкомбинаты, хлебзаводы) имели собственные подземные источники питьевого водоснабжения или резервуары запасной питьевой воды, их которых работниками санэпидслужбы проводился постоянный лабораторный контроль.

Ежедневно привозной питьевой водой обеспечивалось около 600 тыс. жителей города и все нуждающиеся в воде городские предприятия и учреждения. Особую значимость в этих условиях имел санитарно-эпидемиологический контроль за работой предприятий пищевой промышленности, лечебными учреждениями, школами, детскими дошкольными учреждениями.

Цистерны, возившие воду в город, также тщательно проверялись.

Предприятия общественного питания в охваченных загрязнением районах в течение 30-31 марта перешли к работе на привозной воде, из-за чего вынуждены были сократить ассортимент первых блюд. Одновременно был организован жесткий санитарный контроль за их работой.

Большая работа проводилась в области санитарной пропаганды. Людям разъяснялись правила пользования привозной водой и недопустимость использования воды из водопровода, нормы личных санитарно-гигиенических мер, правила приготовления пищи в сложившихся условиях и многие другие вопросы.

Приглашенные в г. Уфу независимые эксперты Всемирной организации здравоохранения проводили консультации обратившихся за медицинской помощью, организовывали массовое анкетирование жителей из "загрязненных" и "чистых" районов города, осуществляли клинические исследования госпитализированных, проводили анализы проб воды в Англии и ФРГ. Совместно с советскими медиками зарубежные специалисты вырабатывали и реализовывали концепции по ликвидации последствий данного экологического бедствия.

Независимыми экспертами ВОЗ  пришли к выводам, что случаи обострения хронических заболеваний пищеварительного тракта у взрослого населения и кожных заболеваний у детей следует расценивать как результат длительного употребления воды, не соответствующей ГОСТу «Вода питьевая», в которой предположительно кроме фенола содержалось несколько других токсикантов выше допустимого уровня.

Уровень загрязнения фенолом не представлял опасности острого отравления. При этом при максимально наблюдаемом уровне содержания фенола (26 ПДК и более) добровольное употребление воды было невозможно по причине выраженного непереносимого привкуса и запаха. Практически одно- двукратное употребление нескольких глотков воды могло иметь место при содержании фенола на уровне 5-10 ПДК, относительно длительное употребление воды могло быть только при более низких концентрациях фенола — на уровне минимального обонятельного ощущения-порога по запаху и привкусу воды.

Так продолжалось с месяц, пока 23 апреля 1990 года Городская санитарно-эпидемиологическая станция г. Уфы не объявила о полной пригодности водопроводной воды для питья.

Устранение последствий загрязнения потребовало огромных материальных затрат, общий ущерб от чрезвычайной ситуации составил 162 млн. рублей (в ценах 1990 года).

В последующем фенол затмил значимость других промышленных токсикантов и вошел в историю как источник «фенольной» катастрофы и стал предметом комиссионного изучения учеными Башкирии, Советского Союза и Всемирной организации здравоохранения (национальный центр по изучению ядов, Англия).

Результаты тщательной оценки реальной ситуации позволили официальному сделать в тот период адекватный вывод об отсутствии опасности острого отравления водой, содержащей фенол в концентрации 0,026-0,077 мг/л. К аналогичному заключению пришли и другие независимые эксперты, работавшие в различные периоды фенольной катастрофы.

Наряду с объективной оценкой реальной санитарно-эпидемиологической опасности специалисты отметили и высокий профессионализм уфимских гигиенистов, работников санитарно-эпидемиологической службы Республики Башкортостан  в решении проблем нештатной ситуации.

Организацией и проведением мероприятий по ликвидации последствий  санитарно-гигиенического характера занимались Минин Г.Д, Шихарев С.В., Коробов Л.И., Хабибуллин А.Н., Ярославцев В.Н., Бахтиярова Л.Х., Жеребцов А.С., Яхин Р.З., Пределина Л.А., Бородулькина Р.И., Шарафутдинов А.Я., Кучимова Н.А, Жмаев А.А., Гайнетдинов А.А., Биглов Н.М., Макарова Г.А., Дубровских А.В., Трегулова З.И. и многие другие санитарные врачи и их помощники, врачи-лаборатны, фельдшеры-лаборанты, врачи и помощники врачей-эпидемиологов.

Высокая компетенция, профессионализм и безупречная преданность делу руководителей и работников санитарно-эпидемиологической службы Республики Башкортостан и города Уфы в довольно короткие сроки позволили достичь стабилизации санитарно-эпидемиологической обстановки по питьевому водоснабжению в городе Уфе.

Уроки и выводы

1. Техногенная авария на ПО «Химпром» весной 1990 г. привела к резкому обострению экологической и санитарно-эпидемиологической ситуации в городе Уфа, потребовавшей принятия управленческих решений с союзного, республиканского и городского уровней власти.

По факту загрязнения питьевой воды были приняты ряд документов:

  • Постановление Совета Министров Башкирской АССР от 09.04.1990 №79 «О чрезвычайной экологической ситуации в г. Уфе в связи с загрязнением источника питьевой воды фенолом»;

  • Решение сессии Уфимского городского Совета  народных депутатов 21 созыва от 12.04.1990 «О первоочередных мероприятиях по охране окружающей среды в г. Уфе»;

  • Постановление Верховного Совета БАССР от 14.04.1990 «О чрезвычайной экологической обстановке в г. Уфе»;

  • Приказ государственной Агрохимической Ассоциации СССР от 13.08.1990 №203 «О загрязнении Уфимским производственным объединением «Химпром» р. Уфа фенолом 27-30 марта 1990 г.»;

  • Постановление Совета Министров СССР от 02.06.1990 №556 «О первоочередных мерах по охране окружающей среды в г. Уфе и Благовещенске Башкирской АССР»;

  • Постановление Совета Министров Республики Башкортостан от 22.03.1993 №104 «О проекте республиканской программы «Диоксин»»;

  • Постановление Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 14.05.1993 № 6-3/96 «Об утверждении программы «Диоксин».

2. Фенольная экологическая катастрофа выявила ряд серьезных недостатков в организации природоохранных мероприятий на нефтехимических объектах промышленной зоны Уфы. Ликвидация чрезвычайной ситуации в г. Уфе потребовала больших материальных затрат, связанных с привлечением в течение продолжительного времени значительных сил и средств для локализации района бедствия, решения сложных экологических и социальных проблем. Можно с уверенностью сказать, что они в значительной степени превысили возможные затраты соответствующих предприятий и организаций на проведение предупредительных мер, исключающих столь масштабные чрезвычайные ситуации.

3. Загрязнение питьевой воды в водопроводе г. Уфы фенолосодержащими веществами в марте 1990 г. является ярким примером возможности потенциального перерастания обычной объектовой аварии в тяжелую, продолжительную чрезвычайную ситуацию крупного масштаба.

4. При ликвидации последствий катастрофы выявились недостатки в проведении лабораторного контроля за качеством и безопасностью воды водных объектов, источников питьевого водоснабжения, водопроводной питьевой воды, связанных с отсутствием возможности в лабораториях всех ведомств и служб проведения исследований воды на содержание супертоксикантов (диоксинов, фуранов и других загрязняющих веществ).

5. Еще один из главных выводов, которые сделали для себя специалисты заключался в том, что нужно улучшать систему контроля качества питьевой воды. Именно «фенольная весна» ускорила строительство Северного комплекса водопроводных сооружений. Этот водопровод находится выше по течению реки Уфа от всех промышленных предприятий. С тех пор ведется тщательный мониторинг по этому показателю. Превышения по фенолу не нашли.

6. Независимыми экспертами ВОЗ и научных учреждений АМН СССР и МЗ РСФСР установлено, что кратковременное употребление питьевой воды, загрязненной фенолом до 26-11 ПДК, не вызвало у 600-тысячного населения южной части Уфы признаков острого отравления.


Вернуться в раздел