За 9 месяцев 2018 г. в управление поступило на рассмотрение 5159 обращений граждан на нарушения прав потребителей (за 9 месяцев 2017 г. – 5041). Отмечается увеличение количества поступивших обращений на 2%.
Наиболее распространенными причинами направления обращений граждан являлись нарушения в сферах:
розничной торговли – 1840 обращений (35,7%);
предоставления жилищно-коммунальных услуг – 1223 обращений (23,7 %);
страховой и банковской деятельности – 416 обращений (8,1%);
бытового обслуживания – 310 обращение (6,0%);
общественного питания – 164 обращений (3,2%);
услуги связи – 224 обращений (4,3%);
медицинские услуги – 169 обращение (3,3%);
туристические, гостиничные услуги – 120 (2,3%);
прочие виды оказания услуг (работ) – 693 обращений (13,4%).
Из года в год основаниями, послужившими причиной для обращений граждан, являются:
отказ продавца удовлетворить требование потребителя в части обмена товара или расторжения договора купли-продажи;
нарушение сроков удовлетворения требований покупателя, указанных в претензии, либо оставление претензии без ответа;
отсутствие предусмотренной информации о товаре;
невозможность ознакомиться со свойствами товара, до его приобретения;
отсутствие необходимой информации в договорах и включение в них условий, ущемляющих права потребителей;
навязывание дополнительных услуг при заключении договоров.
По сравнению с аналогичным периодом 2017 года выросла доля обращений потребителей о нарушениях в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг с 18,8% до 23,7%, страховой и банковской деятельности с 7,1% до 8,1%, услуг связи до 4,3%, медицинских услуг до 3,3%.
По телефону «горячей линии» Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан за 9 месяцев 2018 г. по вопросам защиты прав потребителей проконсультировано 3773 граждан.
В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений (ч. 1 ст. 8.2 Федерального Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).
При наличии сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля объявляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и предлагают юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля (ч. 5 ст. 8.2 Федерального Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).
Так, должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан за 9 месяцев 2018 г. объявлено и направлено юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям 171 предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в области защиты прав потребителей, требований технических регламентов, нормативных правовых актов.
Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в случае нарушения Ваших потребительских прав рекомендует оформлять свои требования к продавцу, исполнителю услуг письменно, в двух экземплярах, вручая один из них юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю под роспись (либо направляя по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения).
В случае неудовлетворения требования имущественного характера, изложенного в претензии, Вы можете обратиться с заявлением в Управление Роспотребнадзора Республике Башкортостан (территориальные отделы) для рассмотрения возможности направления искового заявления в суд в защиту Ваших нарушенных прав.
Дополнительно сообщаем, что на информационном портале ГИР ЗПП (http://zpp.rospotrebnadzor.ru/handbook/torg/forms), модуль «Новости», модуль «Справочник потребителя» размещены материалы, проекты претензий, исковых заявлений.
При подачи искового заявления в суд самостоятельно Вы также в целях защиты своих нарушенных прав может обратиться в Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан (территориальные отделы) для привлечения его в качестве государственного органа для дачи заключения по делу и участия в суде (п. 5 ст. 40 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей», ст. 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В случае нарушения Ваших потребительских прав можно обратиться в Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан по телефону «горячей линии» 8-800-700-90-30 (звонок бесплатный), который работает каждый рабочий день (понедельник-пятница) с 10.00 до 16.00 часов местного времени, перерыв с 12.00 до 12.45, звонок бесплатный), в общественную приемную управления по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Рихарда Зорге, д. 58, каб. 106 с 13:00 до 16:00 часов, а также оставив обращение лично в управлении, либо в форме электронного документа на сайте http://02.rospotrebnadzor.ru.