"Горячая" линия
Телефонная справочная линия

старше 16

Об автоматически проставленных согласиях при заключении договоров


31.10.2022


Замечали ли Вы, что при покупке авиабилетов или оформлении кредитов онлайн исполнители заведомо проставляют в форме основного договора согласие потребителя на заключение договора добровольного страхования в виде отметки ("галочки"), подтверждающее намерение заключить дополнительный договор.


Независимо от наличия или отсутствия у гражданина возможности отказаться от страховой услуги, именно наличие автоматического согласия на заключение договора добровольного страхования при совершении сделок является фактом, который указывает на недобросовестную практику по навязыванию страховой услуги в связи с тем, что автоматическое заранее проставленное согласие за потребителя не может считаться осознанным выражением заключить договор.

Банк Росси и Роспотребнадзор ранее разъясняли способы осознанного выражения согласия потребителя на заключение дополнительного договора страхования. Так дополнительный договор, заключаемый дистанционным способом, может принимать форму click-wrap-соглашения, то есть путем нажатия на кнопку «я согласен», если это сопровождается текстом такого договора и описанием ценовых и иных условий указанного договора (информационное письмо Банка России и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 23 марта 2022 г. № ИН-02-59/39, 02/6207-2022-23 «О недопустимости проставления за потребителя автоматического согласия на приобретение дополнительных страховых услуг»).

Таким образом, получатель финансовых услуг должен по собственной воле и своими действиями заключать дополнительный договор страхования.

Обращаем внимание на то, что с 1 сентября 2022 г. предусмотрен запрет на выполнение дополнительных работ (оказание дополнительных услуг) без получения согласия потребителя (п. 3 ст. 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

В случае нарушения Ваших прав, в части навязывания услуг страхования в правоотношениях, заключенных в сети «Интернет», способом заранее проставленного согласия в виде «галочки», Вы вправе подать жалобу в Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан.

По всем интересующим вопросам можно обратиться по адресу: г. Уфа, ул. Рихарда Зорге, д. 58 или по телефонам «горячей линии» Управления 8-800-700-90-30 (c 1 января 2023 г. 8-800-77-50-170) (часы работы: понедельник - пятница с 10.00 ч.- 17.00 ч., обед с 12.00 ч.-12.45 ч., звонок бесплатный), консультационного центра по защите прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» 8 (347) 287-85-18.

Телефоны, электронные адреса и режим работы «горячих линий» территориальных отделов управления, консультационных пунктов и центра для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» размещены на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан (http://02.rospotrebnadzor.ru).


Вернуться в раздел