"Горячая" линия
Телефонная справочная линия

старше 16

О возврате денежных средств за товары ненадлежащего качества, приобретенные дистанционным способом


25.04.2022

 

В Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан поступают обращения потребителей, с жалобами на действия продавцов, при обнаружении недостатков в товарах, приобретенных дистанционным способом, в связи с чем, Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан разъясняет следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 456 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи.

Согласно п.5 ст.26.1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей) последствия продажи товара ненадлежащего качества дистанционным способом установлены положениями, предусмотренными статьями 18-24 Закона о защите прав потребителей.

Если на товар установлен гарантийный срок, продавец или организация, выполняющая функции продавца на основании договора с ним, обязаны принять товар ненадлежащего качества у покупателя и в случае необходимости провести его проверку качества.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести его экспертизу за свой счет. Потребитель, вправе участвовать в проверке качества товара, а также присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с результатами экспертизы оспорить в судебном порядке (п.5 ст.18 Закона о защите прав потребителей).

Если на товар не установлен гарантийный срок, то продавец отвечает за недостатки, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента, то есть доказывание наличия недостатков товара (экспертиза) возлагается в этом случае на потребителя.

При подтверждении экспертизой наличия в товаре недостатка, который возник до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента, потребитель вправе предъявить продавцу одно из требований, предусмотренных п.1 ст.18 Закона о защите прав потребителей, а именно потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели, артикула), замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены, соразмерного уменьшения покупной цены, незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом, отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Вопросы, связанные с возвратом денежных средств носят имущественный характер и при неудовлетворении их продавцом в добровольном порядке, спор может быть разрешен исключительно в рамках гражданского судопроизводства, поскольку по общему правилу, закрепленному в п.1 ст.11 ГК РФ и п.1 ст.17 Закона о защите прав потребителей, защита прав потребителей (как участников гражданского оборота, чье правовое положение, основания и порядок осуществления соответствующих прав, определяет гражданское законодательство) осуществляется судом, как таковые гражданско-правовые споры с участием потребителей (тем более, если они сопровождаются требованиями имущественного характера), практическое разрешение которых в административном порядке не допускается законом, предметом проверки быть не могут.

За консультативной помощью по возникающим вопросам можно обратиться по телефону «горячей линии» Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан: 8 800 700 90 30. Телефоны, электронные адреса и режим работы Территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, консультационного центра (пунктов) для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» размещены на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан (http://02.rospotrebnadzor.ru).


Вернуться в раздел