-
"Горячая" линия
Телефонная справочная линия

старше 16

Выступление заместителя руководителя Управления по Республике Башкортостан Н.А. Кучимовой на депутатских слушаниях Совета ГО г.Уфа Республики Башкортостан


26.10.2012

Выступление заместителя руководителя Управления по Республике Башкортостан Н.А. Кучимовой на депутатских слушаниях Совета ГО г.Уфа Республики Башкортостан

Не подлежит сомнению, что состояние атмосферного воздуха, качество питьевой воды, почвы, других факторов среды обитания оказывают как непосредственное, так и опосредованное влияние на здоровье населения.

Санитарное законодательство Российской Федерации направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, что является одним из важнейших факторов экономического роста и обеспечения национальной безопасности страны.

Управление Роспотребнадзора по РБ в широком спектре возложенных на него задач выполняет функции надзорного характера и разрешительных полномочий, в том числе, и за состоянием атмосферного воздуха по критериям безопасности и безвредности для человека.

Фактором, определяющим качество атмосферного воздуха города, является поступление в атмосферу загрязняющих веществ в результате деятельности промышленных объектов и производств, расположенных на территории г.Уфа.

Несмотря на снижение в 2011 г. валовых выбросов в атмосферу от стационарных источников (на 1,88 тыс. тонн) в сравнении с 2010 г., по отдельным специфическим веществам, в том числе веществам 1, 2 класса опасности, и обладающим канцерогенной опасностью, отмечен рост выбросов: хром (на 5%), фенол (в 2,5 раза), бензин (более чем на 500 тонн), мазутная зола (на 0,4%), бенз(а)пирен (на 15%), этилбензол (на 26%), формальдегид (на 8%), пыль стекловолокна (на 7%), фтористые соединения (на 20%), дихлорэтан (на 30%) и др. Кроме того, ежегодно возрастает вклад в загрязнение атмосферного воздуха от автотранспорта.

По данным федерального информационного фонда социально-гигиенического мониторинга (ФИФ СГМ), г.Уфа в 2009-2010 годах отнесена к территориям, в которых регистрировалось загрязнение атмосферного воздуха в концентрациях от 2 до 5 ПДКпо содержанию этилбензола, взвешенным веществам, диоксид азоту.

Значительный вклад в загрязнение атмосферного воздуха города Уфа вносят предприятия нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Основными предприятиями отрасли являются ОАО «Ново-Уфимский НПЗ», ОАО «Уфанефтехим», ОАО «Уфимский НПЗ», ТЭЦ, ОАО «Уфаоргсинтез». Как видите, основные предприятия, загрязняющие атмосферный воздух, находятся в Северном промышленном узле.

Эти факторы приводят к загрязнению атмосферного воздуха и обоснованным жалобам населения. Не способствуют улучшению ситуации и аномальные климатические явления, приводящие к ухудшению условий рассеивания, особенно в летний период. В результате, только за истекший период 2012 г. в Управление поступило более 90 обращений жителей города на качество атмосферного воздуха, 27 из них письменных, остальные на «горячую линию» либо устные. В основном это жалобы от жителей, проживающих в северной части города. По всем обращениям ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РБ» проведены лабораторные исследования воздушной среды на территории г.Уфы, в 19% обращений зарегистрированы превышения предельных допустимых концентраций по содержанию в атмосферном воздухе населенных мест ксилола, оксидов азота, углерода, этилбензола, сероводорода, гидрохлорида, гидрофторида, взвешенных веществ.

В 2011 г., по данным исследований ГУ УГАК Минэкологии Республики Башкортостан в 2011 г. в черте г.Уфы превышения ПДК по изопропилбензолу достигали до 137 ПДК, ксилолу – до 90 ПДК, толуолу – до 60 ПДК, бензолу, этилбензолу – до 13,3 ПДК, хлористому водороду – до 8,8 ПДК.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерацииот 02.02.2006 г. №60 «Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге» и в порядке, установленном Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Управлением проводится мониторинг качества факторов среды обитания и здоровья населения в г.Уфа.

Мониторинг качества атмосферного воздуха в г.Уфе осуществляется на 14 постах наблюдения, из них на 9 постах ФГБУ «Башкирское УГМС» и 5 мониторинговых точках наблюдения Управления.

По данным многолетних наблюдений превышения ПДК регистрируются по 13 ингредиентам из 30 определяемых (2007 г. – по 17). Удельный вес проб с содержанием загрязняющих веществ выше гигиенических нормативов составил 0,9%, в т.ч. 0,2% – в концентрации 2,1-5,0 ПДК и 0,05% – более 5,0 ПДК. Среднегодовые концентрации загрязняющих веществ на разных постах наблюдения превышали гигиенические нормативы (в сравнении с ПДК среднесуточной) по содержанию азота диоксида (1,2-2,3 ПДК), азота оксида (1,4 ПДК), взвешенным веществам (1,3 ПДК), бенз(а)пирену (1,6-2,0 ПДК), формальдегиду (1,7-3,0 ПДК по данным Башгидромета).

Только в 2012 г. из 2890 исследований, проведенных в мониторинговых точках ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан», зарегистрированы превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в 0,7% исследованиях: по гидрохлориду, аммиаку, этилбензолу, дигидросульфиду (сероводороду), гидроксибензолу (фенолу), диоксиду азота до 5,0 ПДК (2011 г. – 1,2%; 2010 г. – 0,8%; 2009 г. – 1,7%).

Отдельные загрязняющие вещества, присутствующие в атмосферном воздухе города, такие как бензин, бензол, пыль кремнийсодержащая, формальдегид, хром, бенз(а)пирен, свинец, никель, обладают при ингаляционном воздействии канцерогенной опасностью. Под потенциальным воздействием загрязняющих веществ, проживает более половины населения города, особенно подвержено население северной части города. Многочисленными исследованиями доказана связь между ростом заболеваемости населения болезнями органов дыхания и загрязнением атмосферного воздуха взвешенными веществами, окислами азота, сероводородом, формальдегидом, хлористым водородом.

По данным ФИФ СГМ, в 2010 г. РБ, в том числе, г.Уфа, отнесена к территориям риска по показателям заболеваемости детей до года, в том числе анемиями, болезнями органов дыхания и перинатальной патологией.

Несмотря на общие положительные тенденции (медико-демографические: рост рождаемости, снижение общей и младенческой смертности, заболеваемости детей до 1 года), остаются актуальными проблемы в состоянии здоровья:

рост и высокие уровни заболеваемости населения по отдельным классам и группам заболеваний, в т.ч. детей до 1 года анемиями, болезнями органов дыхания и перинатальной патологией, заболеваемости и смертности от злокачественных новообразований;

рост заболеваемости болезнями, связанными с микронутриентной недостаточностью.

Учитывая близкое расположение селитебной зоны к Северному промузлу, нельзя исключить возможное негативное влияние промышленных выбросов на качество атмосферного воздуха располагающихся в непосредственной близости жилых территорий.

В г.Уфе проводится определенная работа по разработке проектов санитарно-защитных зон как отдельных промышленных предприятий, так и промышленных узлов города. На сегодняшний день разработаны проекты единых СЗЗ Северного и Лихачевского промышленных узлов г. Уфы, однако экспертиза проектов не завершена.

В 2010 г. по предприятиям Северного промышленного узла проведена оценка риска здоровью населения от воздействия химических веществ, загрязняющих окружающую среду.

Результаты оценки риска позволят определить приоритеты для принятия управленческих решений по оздоровлению окружающей среды и населения на основе ранжирования потенциально вредных факторов по степени значимости.

Управлением направлялись предложения для включения в городскую целевую программу «Мониторинг состояния среды обитания и здоровья населения ГО г.Уфа (2012-2016гг.)», согласно которой предполагается создание комплексной системы наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в черте города с организацией стационарных автоматических станций контроля за загрязнением атмосферы города. Вместе с тем указанной программой разработка сводного тома ПДВ не запланирована. Разработка сводного тома ПДВ позволила бы принять управленческие решения по снижению влияния негативных факторов на здоровье населения и проведение целенаправленных мероприятий по уменьшению вредных выбросов.

К сожалению, на сегодняшний день существующая система сбора и предоставления информации о качестве окружающей среды не отвечает требованиям сегодняшнего дня по критериям оперативности и полноты данных: результаты исследований, проводимых в рамках производственного контроля или в рамках деятельности природоохранных организаций и учреждений, как правило, остаются в самих ведомствах, данные мониторинга представляются обычно только по итогам года. Все это не позволяет оперативно и с высокой эффективностью использовать эти данные для анализа ситуации в масштабах города, и своевременного принятия управленческих решений, направленных на разрешение проблемы.

Кроме того, даже сложившаяся система мониторинга качества воздуха недостаточна для полной и адекватной оценки ситуации и выявления причинно-следственных связей. В соответствии с требованиями ГОСТа 17.2.3.01-86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов», учитывая протяженность города и его насыщенность промышленными объектами и производствами, на территории города должно функционировать не менее 20 стационарных и маршрутных постов наблюдения за загрязнением атмосферы. Фактически ни на одном посту не проводятся исследования по полной программе (1, 7, 13, 19 часов местного времени), хотя только она может быть использована для определения среднесуточной концентрации. Применяемая неполная программа наблюдений проводится с целью получения информации о разовых концентрациях, а также для расчета среднемесячных концентраций.

Управление в пределах своей компетенции осуществляет надзор и контроль за исполнением требований санитарного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями своей деятельности, и не имеет полномочий применять меры административного наказания за нарушение правил охраны атмосферного воздуха. В соответствии со статьей 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. №195-ФЗ (с изменениями и дополнениями), административные дела в указанной сфере рассматриваются органами, осуществляющими государственный экологический контроль.

Осуществление контроля и надзора за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха, закреплено за Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан и Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан.

В целях решения актуальных проблем в состоянии среды обитания и здоровья населения, снижения ее неблагоприятного влияния Управлением разработано постановление Правительства Республики Башкортостан от 30.11.2009 г. №435 «Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения проектов санитарно-защитных зон промышленных объектов и производств, промышленных зон (групп промышленных объектов и производств), являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека на территории Республики Башкортостан» (с изменениями).

За 2011 г. и истекший период 2012 г. Управлением выдано 85 санитарно-эпидемиологических заключений по проектам санитарно-защитных зон промышленных объектов и производств, расположенным на территории г.Уфы.

С целью организации межведомственного взаимодействия и координации деятельности всех контрольно-надзорных органов в сфере охраны атмосферного воздуха Управлением были направлены предложения в Минэкологии РБ, а также в проект решения межведомственного Совета общественной безопасности Республики Башкортостан, в Башкирскую межрайонную природоохранную прокуратуру, представлены в материалах на заседание Курултая Республики Башкортостан, в информации к протокольному решению Совета при полномочном представителе президента Российской Федерации в Приволжском Федеральном округе и Премьер-министру Правительства Республики Башкортостан.

По результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий за 2011 г. и истекший период 2012 г. за нарушения санитарных требований к качеству атмосферного воздуха, отсутствие проектов СЗЗ принято 36 мер административного наказания в виде штрафа, в том числе 9 на юридические лица, на общую сумму 164,0 тыс. рублей.

За нарушения санитарно-эпидемиологических норм и правил, приведших к смертельному случаю отравления в ОАО «Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод» Управлением принято решение о временном запрете деятельности по отбору проб углеводородного газа без использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и в дальнейшем переданы материалы в Орджоникидзевский районный суд г. Уфы для рассмотрения вопроса об административном приостановлении деятельности. Решением суда деятельность приостановлена на 90 суток.

Состояние поверхностных водоемов.Основными источниками загрязнений открытых водоемов в местах водопользования населения продолжает оставаться сброс недостаточно-очищенных сточных вод от канализационных сетей г. Уфа, ряда промышленных предприятий города, не имеющих очистных сооружений на ливневой канализации, судов внутреннего и смешанного плавания, а также поверхностных стоки.

Управлением осуществляется контроль за качеством воды как на 9 мониторинговых точках водных объектов, расположенных на территории города, так и в ходе проведенных надзорных мероприятий.

Вызывает озабоченность ухудшение качества воды водоемов по микробиологическим и паразитологическим показателям в 2012 году по сравнению с показателями 2011 года. Так, из отобранных проб воды открытых водоемов на микробиологические показатели процент несоответствия составил - 18,8 (2011 г. – 9, %), по паразитологическим –26,4% (2011 г. – 0%).

В исследованных пробах обнаруживались термотолерантные колиформные бактерии, общие колиформные бактерии, лямблии. 

Ухудшение качества воды в водоемах по микробиологическим показателям связано со снижением самоочищающей способности водоемов в условиях значительной нагрузки на них в связи с длительным периодом повышенных температур в регионе.

В соответствии с п.11 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

В соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изменениями и дополнениями), водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Руководствуясь п.5 ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изменениями и дополнениями) и п.3.6. СанПиН 2.1.5.980-00 «2.1.5. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод», органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.

На основании изложенного, Управление проинформировало администрацию городского округа, районов о качестве воды поверхностных водоемов.

По результатам проведенных надзорных мероприятий в 2012 г. за нарушения обязательных требованийспециалистами Управления наложено 9 штрафов в том числе 2 на юридические лица, на сумму 26500 рублей, по обращению Управления Октябрьским районным судом принято постановление об административном приостановлении деятельности водных аттракционов с использованием водного объекта МУП Парк культуры и отдыха «Кашкадан» городского округа г.Уфа Республики Башкортостан на срок 60 суток.

Контроль качества питьевой водыцентрализованного хозяйственно-питьевого водоснабжения в системе СГМ осуществляется аккредитованными лабораториями ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан», МУП «Уфаводоканал» по 98 показателям. Количество населения г.Уфа, охваченного мониторинговыми наблюдениями за качеством питьевой воды централизованного водоснабжения, составляет 97,0% (2006 г. – 93,1%).

По результатам исследований проб питьевой воды, отобранных в мониторинговых точках в 2012 г., превышений гигиенических нормативов по санитарно-химическим и микробиологическим показателям не отмечено. По данным исследований пробы питьевой воды систем централизованного водоснабжения соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

Состояние качества почвы, как одно из приоритетных направлений деятельности службы в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, напрямую зависит от решения проблемы санитарной очистки жилой застройки и утилизации твердых бытовых отходов.

Управлением проводится анализ санитарного состояния почвы жилых территорий.

В 2012 г. по санитарно-химическим показателям выполнено 2909 исследований проб почвы, 147 – на территории селитебной зоны. Кроме того, 1501 проба была отобрана на «прочих» объектах – в зонах рекреации, участках под застройку, в санитарно-защитных зонах полигонов ТБО. Из числа отобранных 2909 проб на определение тяжелых металлов в 469 обнаружено превышение ПДК – 16,1% (16,8% – 2011 г., 6,4 % –2010 г.).

По микробиологическим показателям исследовано 663 пробы на территории селитебной зоны, не соответствующих гигиеническим нормативам не выявлено (2011 г., 2010 г. – 0).

По паразитологическим показателям в 2012году проанализировано 730 проб. Не отвечала гигиеническим нормативам 1 проба или 0,1% (2011 г. – 0,1%, 2010 г. – 0 проб).

Одной из нерешенных проблемв сфере санитарной очистки территории является отсутствие достаточного количества мощностей по сортировке, переработке и уничтожению ТБО.

Система селективного (раздельного) сбора компонентов ТБО внедряется крайне медленными темпами. Вместе с твердыми бытовыми отходами выбрасываются пищевые отходы, бумага, пластиковая тара, банки с остатками красок, лаков, разбитые ртутьсодержащие приборы и лампы, лекарства и прочее.

Общий объем обезвреженных отходов составляет всего 0,5% от объема образующихся отходов (ртутьсодержащие лампы и приборы, пожароопасные отходы, биологические отходы).

Особую озабоченность населения г. Уфы вызывают проблемы по сбору и утилизации отработанных энергосберегающих (ртутьсодержащих) ламп.

В соответствии со ст.22 Федерального закона №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями), информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и в соответствии п.8 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (утв. постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 г. №681), организация сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора, возложены на органы местного самоуправления.

Однако на сегодняшний день на территории г.Уфы определено только одно учреждение по сбору отработанных энергосберегающих (ртутьсодержащих) ламп от населения, это ООО «ЖЭУ-56». Учитывая тот факт, что с 01.01.2011 г. идет последовательный запрет оборота электрических ламп накаливания на территории Российской Федерации, а население г.Уфы составляет более 1 млн. человек, возникает острая необходимость по увеличению количества стационарных пунктов по сбору отработанных ртутьсодержащих ламп от населения с учетом шаговой доступности.

Однако, несмотря на наметившиеся положительные тенденции в работе по сбору и утилизации отходов, проблема по обращению отходов производства и потребления остается актуальной.


Вернуться в раздел