"Горячая" линия
Телефонная справочная линия

старше 16

Предварительные итоги деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан по вопросам защиты прав потребителей за 9 месяцев 2016 г.


10.11.2016

За 9 мес. 2016 г. Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан (далее – Управление) осуществлен федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей по следующим приоритетным направлениям: в сфере предоставления финансовых, туристских, медицинских услуг, услуг связи, образования и перевозки граждан различными видами транспорта, а также розничной продажи товаров (продукции), в том числе через сеть Интернет.

За отчетный период в Управление о нарушении прав потребителей поступило 6444 обращения граждан, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, что больше прошлогоднего показателя на 13,9% (9 месяцев 2015 – 5660) и составляет 55,2% от общего количества обращений, поступивших в Управление. На основании 1129 обращений проведено 949 внеплановых проверок.

Важное значение в обеспечение защиты прав потребителей имеет деятельность по содействию потребителям в реализации их права на судебную защиту.

Управлением подано в суд 115 заключений по делу в целях защиты прав потребителей. Принято участие в 100 судебных процессах и даны заключения, из которых 99 исковых заявлений потребителей, по делам которых Управление участвовало с заключениями, удовлетворены, 5 дел находятся на стадии рассмотрения, по 1 делу отказано в удовлетворении требований.

Удельный вес судебных решений вынесенных в пользу потребителей, по результатам участия в целях дачи заключения по делу составляет 99%.

Так, гражданка С.Э.А. обратилась в суд с иском к ООО «ИлиЯ» (ныне ООО «Корпорейшн бьюти хэлфи лимитед илия идишн») и ООО КБ «Ренессанс Кредит» о расторжении договора купли-продажи, кредитного договора, взыскании с продавца денежных средств по расторжению договора, суммы убытков, связанных с расторжением договора, компенсации морального вреда, неустойки и штрафа.

Требования мотивированы тем, что 11.02.2016 между С.Э.А. и ООО «ИлиЯ» (ныне ООО «Корпорейшн бьюти хэлфи лимитед илия идишн») заключен договор купли-продажи наборов косметических средств для ухода за кожей лица торговой марки «by Salvador Dali» на сумму 89900 руб. Во время проведения процедуры на презентации консультант уверяла, что состав косметики полностью натуральный. Однако информация о составе косметических средств не доведена до потребителя. Истица выяснила, что некоторые компоненты продукции являются химическими элементами, могут вызвать аллергическую реакцию и принести вред здоровью. Сертификаты соответствия на приобретенный товар не предоставлены. Недостоверность и неполнота информации не позволили гражданке сделать правильный выбор.

В связи с этим гражданка С.Э.А. просит суд расторгнуть договор купли-продажи и взыскать с ООО «ИлиЯ» денежные средства по данному договору в размере 89900 руб. неустойку в размере 89900 руб., компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., услуги представителя в размере 15000 руб., штраф в пользу потребителя. Кроме этого, расторгнуть договор потребительского кредита, заключенный между истцом и ООО КБ «Ренессанс Кредит».

Исковые требования гражданки С.Э.А. к ООО «ИлиЯ» (ныне ООО «Корпорейшн бьюти хэлфи лимитед илия идишн»), ООО КБ «Ренессанс Кредит» о расторжении договора купли-продажи, кредитного договора, взыскании с продавца денежных средств по расторжению договора, суммы убытков, связанных с расторжением договора, компенсации морального вреда, неустойки и штрафа удовлетворены судом частично, а именно суд решил:

Расторгнуть договор купли-продажи комплекта косметики «by Salvador Dali»;

взыскать с ООО «Корпорейшн бьюти хэлфи лимитед илия идишн» в пользу С.Э.А. уплаченную за товар сумму в размере 61770 руб., неустойку в размере 21619 руб., компенсацию морального вреда в размере 2000 руб., услуги представителя в размере 8000 руб., штраф в размере 42694 руб. 75 коп.

Обязать гражданку С.Э.А. возвратить ООО «Корпорейшн бьюти хэлфи лимитед илия идишн» за счет продавца неиспользованную косметическую продукцию и электрические приборы, указанные в акте приема-передачи товара.

Взыскать с ООО «Корпорейшн бьюти хэлфи лимитед илия идишн» в доход местного бюджета госпошлину в размере 3001 рублей 69 копеек.

Кроме этого, за отчетный период Управлением подано 174 иска в суд в защиту прав потребителей, в том числе 134 исковых заявления удовлетворены, по 2 искам в удовлетворении требований потребителей отказано, 38 заявлений находятся на стадии рассмотрения. «Удельный вес удовлетворенных исков, поданных в защиту прав потребителей от их общего числа, рассмотренных судами» составил 98,5%.

Управление обратилось в суд в интересах неопределенного круга потребителей с исковыми требованиями к ООО «Чулпан» о признании действий противоправными, возложении на ответчика обязанности по доведению информации о допущенной противоправной деятельности до потребителей через средства массовой информации или иным способом и предоставлению документов, подтверждающих исполнение решения суда.

В ходе проведения плановой выездной проверки выявлены нарушения обязательных требований нормативно-правовых актов санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, а именно:

1. Вырабатываемая продукция общественного питания по микробиологическим показателям не соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» (утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. №880): в начинке яблочной для пирогов содержание плесени превышено допустимых уровней в 6 раз; в начинке с яйцом для пирожков общее количество микроорганизмов превышает допустимые уровни более, чем в 5 раз; в салате из свежей капусты содержание дрожжей превышает допустимые уровни в 6 раз.

2. В вырабатываемой продукции общественного питания «чебуреки с мясом» выявлено отклонение по весу, химическому составу и калорийности.

3. В холодильнике установлено хранение без маркировки начинки для пирожков и пирогов из свежих яблок, вареных яиц с луком, свежей капусты.

4. Не выделено помещение для первичной обработки сырых овощей, оборудованное моечными ваннами, разделочными столами и инвентарем.

5. На имеющихся площадях не выделена отдельная рабочая зона, оснащенная необходимым оборудованием для изготовления салатов из сырых и вареных овощей.

6. Производственные помещения не оборудованы раковиной с подводкой горячей и холодной воды для мытья рук.

7. Обработка сырых овощей, корнеплодов, сырого мяса, зелени, риса, внутрицехового инвентаря производится в одной двухсекционной раковине.

8. Часть производственного разделочного инвентаря (ножи) не имеют специальной маркировки и не выделен разделочный инвентарь с маркировкой «вареные овощи» или «салаты».

9. Не соблюдаются гигиенические требования к технологии приготовления пищи: сырые овощи и зелень для приготовления салатов не выдерживаются в 3%-ном растворе уксусной кислоты или 10%-ном растворе поваренной соли в течение 10 мин с последующим ополаскиванием проточной водой.

10. Юридическим лицом допускается прием сырья (картофель), без документов, удостоверяющих происхождение, качество и безопасность.

11. Два работника кафе не прошли очередное обязательное гигиеническое обучение с последующей аттестацией.

12. Показатели освещенности в производственном помещении (производственный стол) не соответствуют требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» (протокол измерения освещенности №299ф от 5 декабря 2013 г.).

13. Юридическим лицом при оказании услуг общественного питания до сведения потребителей не доводится информация о пищевой ценности продукции общественного питания (калорийность, содержание белков, жиров и углеводов, а также витаминов, макро и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания) и составе, в том числе наименованиях использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, информацию о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов), обозначении нормативных документов, обязательным требованиям которых должна соответствовать продукция общественного питания.

14. На ценниках реализуемых товаров (пиво, соки, кулинарная продукция) отсутствует информация о дате оформления ценников, а также подписи материально ответственного лица или печать организации.

15. При осуществлении разносной торговли у представителя продавца отсутствует личная карточка, заверенная подписью лица, ответственного за ее оформление, и печатью продавца, с фотографией, указанием фамилии, имени отчества представителя продавца, а также сведений о продавце.

16. При осуществлении разносной торговли на кондитерские и кулинарные изделия (пирожки с начинкой, булочки, каши) до сведения потребителя не доводится информация о входящих в них основных ингредиентах, сведения о весе (объеме) порций готовых блюд общественного питания, сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов), наименовании нормативного или технического документа, по которому она выработана, условия хранения и срок годности, дата изготовления, масса упаковочной единицы.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, решил, что исковые требования Управления в интересах неопределенного круга потребителей подлежат частичному удовлетворению, а именно: исковые требования Управления в интересах неопределенного круга потребителей к ООО «Чулпан» о признании действий противоправными, возложении на ответчика обязанности по доведению информации о допущенной противоправной деятельности до потребителей через средства массовой информации или иным способом и предоставлению документов, подтверждающих исполнение решения суда удовлетворить.

Признать действия юридического лица – ООО «Чулпан» в г.Кумертау Республики Башкортостан противоправными в отношении неопределенного круга потребителей:

по реализации потребителям вырабатываемой продукции общественного питания (начинка яблочная для пирогов, начинка с яйцом для пирожков, салат из свежей капусты) не соответствующей требованиям по микробиологическим показателям и требованиям качества и чебуреков с мясом с отклонением по весу, химическому составу, калорийности;

по хранению в холодильнике без маркировки начинки для пирожков и пирогов из свежих яблок, вареных яиц с луком, свежей капусты;

по приему сырья (картофеля) без документов, удостоверяющих происхождение, качество и безопасность;

по нарушению требований санитарных правил в части прохождения работниками очередного обязательного гигиенического обучения, требований к производственным помещениям, разделочному инвентарю, технологии обработки сырых овощей и приготовления пищи;

по не доведению до потребителей при оказании услуг общественного питания информации о пищевой ценности и составе продукции, обозначении нормативных документов, обязательным требованиям которых должна соответствовать продукция общественного питания;

по отсутствию на ценниках реализуемых товаров (пиво, соки, кулинарная продукция) необходимой и достоверной информации;

по не доведению до потребителей при осуществлении разносной торговли кондитерскими и кулинарными изделиями информации об ингредиентах, весе (объеме) порций готовых блюд, пищевой ценности продукции, наименовании нормативного или технического документа, по которому она выработана, условиях хранения и сроках годности.

Обязать ООО «Чулпан» в тридцатидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу довести его через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей.

Обязать ООО «Чулпан» в десятидневный срок предоставить в Управление документы, подтверждающие исполнение решения суда.

Взыскать с ООО «Чулпан» в доход бюджета Городского округа г.Кумертау РБ государственную пошлину в размере 6000 рублей.


Вернуться в раздел