"Горячая" линия
Телефонная справочная линия

старше 16

Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан защищает права потребителей. Итоги работы за 2016 год


03.02.2017

Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей проведено 2593 проверки и 52 административных расследования (2015 г. – 3418 проверок и 28 административных расследований).

Доля плановых проверок (594) составила 22,9%, внеплановых (1999) – 77,1% (2015 г. – доля плановых проверок (1350) составила 39,5%, внеплановых (2068) – 60,5%).

Наибольшее количество проверок в области защиты прав потребителей проведено в сфере розничной торговли – 1343, что составляет 51,8% от общего количества проверок, в организациях общественного питания – 296 проверок (11,4%), в организациях, оказывающих образовательные услуги – 267 проверок (10,3%), в организациях, оказывающих медицинские услуги, осуществлено 214 проверок (8,3%).

При проведении проверок выявлено 10375 нарушений, из них 4947 нарушений (47,7%) по статьям Закона «О защите прав потребителей», 2727 (26,3%) – нарушения требований, установленных международными договорами Российской Федерации (технические регламенты Таможенного союза, Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) и 2701 (26%) – нарушения иных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации.

Наибольшее количество нарушений выявлено при проверке деятельности субъектов в сфере розничной торговли – 5884 (56,7%) от всех выявленных нарушений, при оказании услуг общественного питания – 1344 (13%), образовательных услуг – 927 (8,9), медицинских услуг – 844 (8,1%), и т.д.

В ходе проверок выявляются следующие, наиболее распространенные, нарушения законодательства в области защиты прав потребителей:

1. В сфере розничной торговли – нарушения, выразившиеся в отсутствии информации о наименовании организации, месте ее нахождения (адресе), о государственной регистрации физического лица как индивидуального предпринимателя, наименовании зарегистрировавшего его органа, режиме работы, а также информации о товарах, единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары, книги отзывов и предложений.

Обсчет потребителей, за счет указания на ценниках стоимости товаров, выставленных в торговом зале магазина, для реализации потребителям, меньше, чем фактическая стоимость товара, пробиваемого по кассе.

2. При оказании услуг общественного питания – недоведение исполнителем до сведения потребителей в наглядной и доступной форме Правил оказания услуг общественного питания, сведений о государственной регистрации физического лица как индивидуального предпринимателя, наименования зарегистрировавшего его органа, отсутствие на вывеске организации фирменного наименования (наименования) организации, место ее нахождения (адрес), тип, класс и режим работы.

Отсутствие необходимой и достоверной информации об оказываемых услугах, обеспечивающей возможность их правильного выбора, например, сведения о весе (объеме) порций готовых блюд продукции общественного питания, сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания) и составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов).

Отсутствие возможности ознакомления с меню, прейскурантами и условиями обслуживания как в зале, так и вне зала обслуживания, проверки объема (массы) предлагаемой потребителям продукции общественного питания.

3. При оказании образовательных и медицинских услуг – несоблюдение прав потребителей при размещении на вывеске установленной информации об исполнителе, непредставление исполнителем заказчику достоверной информации об организации и об оказываемых платных образовательных и медицинских услугах, обеспечивающих возможность их правильного выбора, включение в договоры на оказание платных образовательных и медицинских услуг условий, ущемляющих права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей.

Например, необоснованное изменение стоимости платных образовательных услуг, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий, отказ в заключении договора на новый срок по истечении его действия, лишение потребителей права на выбор кредитной организации, для внесения оплаты, а также ограничение права выбора способа оплаты в наличной или безналичной форме.

Всего за нарушения законодательства РФ в области защиты прав потребителей в 2016 г. на виновных лиц вынесено 3058 постановлений о назначении административного наказания (2015 г. – 3964 постановления), в том числе вынесено 847 постановлений о назначении административного наказания в виде предупреждения и наложено 2211 административных штрафов на сумму 14,1 млн. руб. (2015 г. – 779 постановления в виде предупреждения и 3964 постановления на сумму 15,5 млн. руб.).

Для устранения выявленных нарушений в области защиты прав потребителей выдано 2068 предписаний по результатам проведенных проверок.


Вернуться в раздел