"Горячая" линия
Телефонная справочная линия

старше 16

Выступление заместителя руководителя Управления Кучимовой Н.А. на оперативном совещании у главы Администрации ГО г.Уфа РБ с докладом «О состоянии физических факторов школьной среды»


24.09.2013

Выступление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по РБ Кучимовой Н.А. на оперативном совещании у главы Администрации ГО г.Уфа РБ с докладом «О состоянии физических факторов школьной среды» (24.09.2013 г.)

Важное место в формировании безопасной образовательной среды, охране здоровья детей и подростков занимают физические факторы неионизирующей природы: электромагнитное излучение, неблагоприятный микроклимат, низкие уровни освещенности, мебель, не соответствующая росту детей.

Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы: СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.2.2/2.4.1340 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» устанавливают критерии безопасности ученической мебели и физических факторов образовательной среды.

Все плановые проверки общеобразовательных учреждений проводятся с применением лабораторно-инструментальных методов исследования факторов школьной среды.

За последние 3 года, благодаря проведенным организационным мероприятиям, усилиями руководителей образовательных учреждений по выполнению предписаний должностных лиц Управления, достигнуто стабильное улучшение показателей физических факторов образовательной среды в учебных кабинетах.

Так, снизился удельный вес:

показателей микроклимата, несоответствующих гигиеническим нормативам, с 25,7 до 16,0%;

низких уровней освещенности с 28,1 до 17,9%;

уровней электромагнитного излучения, не соответствующих гигиеническим нормативам, на рабочих местах с применением компьютеров с 25,1% до 13,0%;

мебели, несоответствующей росту детей, с 68,7 до 19,1%.

К началу нового 2013-2014 учебного года общеобразовательными учреждениями выполнено 72,0% предписаний Управления со сроком исполнения в августе 2013 г. по приведению рабочих мест обучающихся в соответствие гигиеническим нормативам.

Так, в 7 школах проведены электромонтажные работы по улучшению искусственного освещения классов (лицей №60, школа-интернат №3, МБОУ СОШ №64, 80, 67, 107, 114);

в 14 школах заменены оконные блоки, (МБОУ гимназия №16, СОШ №97, 36, 125, школа-интернат №3, МБОУ СОШ №18, 22, 36, 41, 42, 85, 107, 114, 119);

в 4 школах проведен ремонт систем отопления (МБОУ СОШ №82, 107, 114, лицей №42);

в 2 школах отремонтирована система вентиляции (МБОУ СОШ №9, 54);

в 5 школах приобретена ученическая мебель (МБОУ СОШ №156, 9, 38, лицей №60, школа-интернат №3).

Однако, несмотря на проводимые мероприятия по соблюдению санитарного законодательства, в общеобразовательных организациях города остаются актуальными следующие проблемы.

В 19,1% проверенных в 2012 г. учреждений мебель не соответствует росту детей (РБ – 22,8%; РФ – 13,7%).

В результате учащиеся, особенно в младших классах, сидят неправильно, быстро устают и формируют неправильную осанку. Несоблюдение гигиенических требований к оборудованию школ ученической мебелью в соответствии с ростом детей приводит к нарушениям развития и формирования опорно-двигательного аппарата.

Так, перед поступлением в школу в 2012 г. у детей выявлено нарушение осанки в 101,9 случаях на 1000 осмотренных. При переходе к предметному обучению распространенность нарушений осанки увеличивается в 1,2 раза, в возрасте 15 лет – в 1,6 раза.

Большое количество детей обучается за ученическими столами, не соответствующими их росту, в то время как на потребительском рынке имеется большой выбор регулируемой по высоте ученической мебели. Требуется приобретение мебели для обучающихся в 64,0% школ города.

Одной из основных причин неудовлетворительного оборудования и использования учебной мебели в школах являются:

организация закупок и поставок комплектов учебной мебели без учета росто-возрастного распределения учащихся;

отсутствие у администрации и работников образовательных учреждений достаточных знаний о правилах использования учебной мебели, а также выполнения ими требований санитарных правил в части использования учебной мебели;

организация учебного процесса в 2 смены, когда в одном кабинете обучаются дети с разными ростовыми показателями: в 1 смену обучаются первоклассники, а во вторую – 3-4 классы;

недостаточная воспитательная и просветительская работа по формированию у детей осознанной потребности и умения сидеть за ученическим столом (партой) правильно, соблюдая требования к осанке и расстоянию от глаз до рабочей поверхности стола.

В 16,0% проверенных в 2012 г. учреждений показатели микроклимата не соответствуют санитарным правилам (РБ – 13,9%; РФ – 11,2%).

Это способствует росту среди детей заболеваний верхних дыхательных путей. В основном отмечается несоблюдение температурного режима, причем как в сторону снижения температуры, так и превышения. Для устранения нарушений требуется замена устаревшего остекления, ремонт и восстановление приточных вентиляционных систем, установка современных, более эффективных, отопительных систем.

При проверках выявляется, что руководители учреждений, зная о низких параметрах температуры в учебных помещениях, не приостанавливают в них учебные занятия.

По данным Федерального информационного фонда социально-гигиенического мониторинга, в 2012 году перед поступлением в школу у детей выявлено понижение зрения в 57,7 случаях на 1000 осмотренных. В конце 1-го года обучения распространенность данного патологического состояния увеличилась в 1,5 раза и составила 86,8 случаев, при переходе к предметному обучению – в 2,4 раза или 136 случаев, в возрасте 15 лет – в 3,7 раза или 213,4 случаев на 1000 осмотренных.

Нарушения зрения достоверно связаны с уровнем освещенности учебных помещений.

Так, 17,9% проверенных в 2012 г. учреждений не соответствуют требованиям санитарных норм и правил по уровням освещенности (РБ – 14,2%; РФ – 16,2%).

Согласно обязательным требованиям санитарных правил в общеобразовательных учреждениях требуется установка люминесцентных ламп, спектр которых совпадает с кривой чувствительности глаза и наиболее близок к естественному свету. Кроме того, люминесцентные лампы имеют ряд технико-экономических преимуществ, а именно: они обладают более высокой светоотдачей (в 4-5 раз большей) и сроком службы (в 10-12 раз дольше) по сравнению с лампами накаливания.

Основными причинами недостаточной освещенности учебных мест являются:

применение ламп малой мощности, в том числе ламп накаливания;

установка ламп искусственного освещения в два ряда при трехрядном расположении парт;

отсутствие оборудования классных досок софитами;

несвоевременная замена неисправных ламп;

несвоевременная влажная уборка светильников.

Не оборудованы софитами в соответствии с санитарными требованиями классные доски более чем в 30 % школ.

При трехрядном расположении парт установка ламп искусственного освещения школ выполнена в 2 ряда более чем в 20 школах.

В некоторых школах люминесцентные лампы не меняются годами, в результате они не только дают низкую освещенность, но и издают шум (гул) при работе.

В 13% проверенных в 2012 г. школ кабинеты информатики не соответствуют требованиям санитарного законодательства по уровню электромагнитного излучения от мониторов,по нормам площади, по расстановке компьютеров (РБ – 12,6%; РФ – 12,7%).

Основными причинами электромагнитного излучения, повышенной напряженности электрического поля учебных мест является невыполнение основных требований по безопасной эксплуатации компьютерной техники, включающей правильное ее размещение, заземление и лабораторный контроль.

Электронно-вычислительная техника все шире входит в образовательный процесс. Компьютер стал привычным, как дома, так и в школе. Однако, длительное пребывание детей у экрана монитора не безвредно для здоровья. Известно, что воздействие электромагнитных излучений вызывает изменения в деятельности сердечно-сосудистой и центральной нервной систем, снижение остроты зрения, астеновегетативные расстройства.

Совместно с управлением образования г.Уфы, администрациями районов и г.Уфы вопросы и проблемы условий обучения и воспитания детей рассмотрены на 5 заседаниях межведомственных комиссий по подготовке образовательных учреждений к новому учебному году и совещаниях Администрации города.

Управлением направлено:

в Администрацию города и районов г.Уфы 23 информации о санитарно-эпидемиологическом состоянии общеобразовательных учреждений;

в Управление образования г.Уфы 38 представлений об устранении нарушений, требующих финансирования.

По материалам контрольно-надзорных мероприятий в 2011-2013 годах 82 руководителя общеобразовательных учреждений привлечены к административной ответственности по ст.6.7 КоАП РФ.

44 административных материала направлено в суды для привлечения руководителей общеобразовательных учреждений к административной ответственности по ст.19.5 КоАП РФ за невыполнение предписаний, по статьям 6.4, 6.7 (ч.2) для административного приостановления деятельности учебных помещений.

Из-за низкой температуры воздуха в учебных помещениях решением судов приостанавливалась деятельность учебных кабинетов в 3 школах (МБОУ СОШ № 31, 40, 97), наложен штраф на МБОУ СОШ №125.

Из-за низкой освещенности в учебных помещениях решением судов приостанавливалась деятельность учебных кабинетов в 2 школах (МБОУ СОШ №21, 9), наложен штраф на МБОУ СОШ №125.

Из-за превышения уровня электромагнитного излучения в учебных помещениях решением судов приостанавливалась деятельность учебных кабинетов в МБОУ СОШ №131, наложен штраф на МБОУ СОШ №125.

С учетом вышеизложенного, с целью обеспечения оптимальных условий обучения и воспитания детей и подростков г.Уфы необходимо:

обеспечить финансирование мероприятий по приобретению ученической мебели, доведению освещенности, микроклимата в образовательных учреждениях до соответствия гигиеническим нормативам;

организовать закупки и поставки комплектов учебной мебели с учетом росто-возрастного распределения учащихся;

продолжить работу по обновлению компьютерной техники и установке ее в соответствии с гигиеническими требованиями;

Управлению образования г.Уфы ежегодно заслушивать в Совете ГУНО вопросы о выполнении санитарно-эпидемиологических требований к ученической мебели и физическим факторам образовательной среды в общеобразовательных учреждениях г.Уфы.

Управление готово принять участие в этой работе. Это позволит сохранить и улучшить состояние здоровья детей г.Уфы.


Вернуться в раздел