"Горячая" линия
Телефонная справочная линия

старше 16

О проведении совещания при Управлении Роспотребнадзора по Республике Башкортостан на тему: «Защита прав потребителей в Республике Башкортостан. Об актуальных вопросах по обеспечению защиты прав потребителей в сфере предоставления финансовых услуг»


21.03.2011

О проведении совещания при Управлении Роспотребнадзора по Республике Башкортостан на тему: «Защита прав потребителей в Республике Башкортостан. Об актуальных вопросах по обеспечению защиты прав потребителей в сфере предоставления финансовых услуг»

11 марта 2011 года в преддверии Всемирного дня защиты прав потребителей, проходящем в 2011 году под девизом «Потребители за честные финансовые услуги» в Управлении Роспотребнадзора по Республике Башкортостан под руководством заместителя руководителя Управления Жеребцова А.С. проведено совещание на тему: «Защита прав потребителей в Республике Башкортостан. Об актуальных вопросах по обеспечению защиты прав потребителей в сфере предоставления финансовых услуг».

В совещании приняли участие представители Госкомитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей, Управления по социальной поддержке населения Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управления Национального банка Республики Башкортостан, Башкирского отделения Межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей на рынке финансовых услуг «Союз потребителей финансовых услуг», Региональной общественной организации «Республиканское объединение защиты прав потребителей Республики Башкортостан», Башкирской Республиканской общественной организации защиты прав потребителей», а также должностные лица отделов, территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан».

В ходе совещания заслушали доклады:

1) Минибаева А.А. - начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан на тему: «Итоги деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в сфере защиты прав потребителей в 2010 году. Об актуальных вопросах по обеспечению защиты прав потребителей в сфере предоставления финансовых услуг».

В соответствии с государственной политикой, направленной на создание в Российской Федерации национальной системы защиты прав потребителей, целью Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан на ближайшие годы является организация на региональном уровне действенной системы защиты прав потребителей и потребительского рынка в современных рыночных условиях.

В 2010 году особое внимание уделялось:

  • надзору в социально значимых секторах потребительского рынка это - предоставление жилищно-коммунальных, финансовых, туристических и образовательных услуг, перевозки граждан различными видами транспорта, и строительство жилья;
  • вопросам совершенствования судебной защиты потребительских прав граждан, в том числе неопределенного круга потребителей;
  • взаимодействию с органами исполнительной власти республики, органами местного самоуправления и общественными объединениями потребителей;
  • и совершенствованию системы информирования и просвещения потребителей.

За отчетный период в сфере защиты прав потребителей специалистами Управления осуществлено 1 600 проверок по надзору, из них плановых проверок - 1 068 (66,8%), внеплановых - 532 (33,2%). В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях Управлением проведено в сфере защиты прав потребителей - 440 административных расследований.

За нарушение законодательства РФ в сфере защиты прав потребителей Управлением на юридических и должностных лиц, граждан наложено 1 277 административных штрафов на сумму 3,7 млн. рублей. Вынесено 96 постановлений о назначении административного наказания в виде предупреждений.

Несмотря на проводимую работу, наблюдается рост обращений граждан на нарушения их прав. Общее количество поступивших обращений в сфере защиты прав потребителей увеличилось за год в 1,5 раза и составило 2 768 обращений или 54,5% от всех полученных обращений в Управлении. (2009 г. -1 990 обращений), что говорит об актуальности существующих проблем на потребительском рынке.

По сравнению с прошлым годом возросло количество обращений на оказание: финансовых услуг в 3 раза, медицинских - в 2,2 раза, услуг связи в 1,9 раза, жилищно-коммунальных услуг в 1,6 раза и общественного питания в 1,5 раза. Уменьшилось количество обращений на предоставление туристских услуг в 1,6 раза.

Так, за отчетный период в Управление поступило 153 (2009 г. - 50) письменных обращений граждан в отношении кредитных организаций, предоставляющих финансовые услуги. Проводя мониторинг поступивших обращений, необходимо отметить, что большинство вопросов связано с образовавшейся задолженностью в связи с просрочкой очередных платежей самими заемщиками; не снижающейся суммой долга при оплате кредита по карте. Данная проблема заключается не только в ненадлежащем исполнении заемщиками договорных обязательств, но и со стороны кредитных организаций имеются ряд нарушений норм действующего законодательства:

  • навязывание возмездных дополнительных услуг - страхование жизни, здоровья, трудоспособности заемщика, расчетно-кассовое обслуживание, оплата открытия и ведения расчетных счетов;
  • единовременные и ежемесячные комиссии - оформление пакета документов (кредитных договоров, соглашений, договоров залога, поручительства), за выдачу и обслуживание кредита;
  • наличие в договорах условия о взимание штрафов и неустоек за досрочное полное и частичное погашение кредита;
  • включение в договора условий, ущемляющих права потребителей (изменение Банком условий договора в одностороннем порядке, определение подсудности);
  • необоснованная абсолютизация кредитными организациями принципа свободы договора;
  • не предоставление необходимой информации о юридическом лице (его местонахождения), оказываемых услугах, программе страхования вкладов, сумме, подлежащей выплате заемщиком, процентной ставке, сопутствующих платежах, поведения.

2) Аминова Ш.А. - начальника Управления делами Национального банка Республики Башкортостан на тему: «Проблемы повышения финансовой грамотности клиентов - физических лиц кредитных организаций».

В основном жалобы связаны с банковскими кредитами - 79%, (в том числе с использованием банковских карт), несогласием заемщиков со штрафными санкциями и другими мерами, предпринимаемыми банками в связи с образовавшейся задолженностью. Связано это с тем, что к процедуре достижения соглашения обе стороны (и банк и клиент) относятся формально, безответственно (при установлении величины процентной ставки по кредиту). Поэтому и банки и клиенты должны серьезнее проходить стадию согласования условий кредита. Процедура достижения соглашения о размерах, видах и перечне платежей должна проходить реально, осознанно на деле и свою ответственность должны осознавать обе стороны.

3) Даукаева Ш.А. - заместителя начальника отдела регистрации и лицензирования деятельности кредитных организаций Национального банка Республики Башкортостан на тему: «Проблемы достаточности информирования кредитными организациями клиентов - физических лиц при заключении кредитных договоров».

Кредитные организации при процедуре выдачи потребительского кредита должны информировать клиента о полной стоимости кредита и перечне платежей (ст. 29, 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»). В случае, когда клиент не согласен, ему лучше отказаться от услуг банка, чтобы в дальнейшем избежать неприятных ситуаций.

4) Степанова О.Е. - заместителя председателя Башкирского отделения Межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей на рынке финансовых услуг «Союз потребителей финансовых услуг» на тему: «Проблемы и пути решения в сфере потребительских услуг».

Основными проблемами являются: низкая финансовая и правовая грамотность населения, отсутствие системно-правового регулирования, проблема доверия на рынке финансовых услуг и др.



Вернуться в раздел