О риск-ориентированном подходе к контрольно-надзорной деятельности
Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан сформировало проект Ежегодного плана проведения плановых проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на 2016 год с учетом внедрения риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности, а также требований статей 8.1 и 26.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», устанавливающих обязательное применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) и ограничения проведения плановых проверок субъектов малого предпринимательства в 2016-2018 г.г.
При составлении проекта плана плановых проверок на 2016 год применены установленные приказом Роспотребнадзора методические рекомендации по классификации хозяйствующих субъектов и видов их деятельности по потенциальному риску причинения вреда здоровью человека.
На основе системной оценки потенциальной опасности объектов, подлежащих федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору и федеральному государственному надзору в области защиты прав потребителей, хозяйствующие субъекты (субъекты надзора) и виды их деятельности распределены по степени потенциального риска причинения вреда здоровью человека на 4 класса:
I класс опасности – Чрезвычайно высокий;
II класс опасности – Высокий;
III класс опасности – Средний;
IV класс опасности – Низкий.
Для включения в проект плана плановых проверок на 2016 год приоритетность отдана субъектам и объектам надзора I и II классов опасности, а также субъектам надзора высокой гигиенической значимости, с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, оценки вероятности нарушений обязательных требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей.
Использование риск-ориентированной модели контрольно-надзорной деятельности позволит стимулировать объекты надзора к соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей через возможность обоснованного снижения периодичности плановых проверок, снизить избыточное административное давление на граждан и организации, сконцентрировать усилия надзорного органа на направления деятельности и объектах государственного контроля (надзора), характеризующихся повышенными рисками, минимизировать вмешательство в деятельность граждан и организаций, характеризующиеся низким уровнем риска и устойчивым соблюдением требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей, оптимально использовать материальные, финансовые, трудовые и иные ресурсы территориального органа надзора.