"Горячая" линия Горячая линия: 8-800-700-90-30
старше 16

О рассмотрении обращений граждан о нарушении прав в сфере оказания услуг связи


01.06.2018

За I квартал 2018 г. в управление поступило на рассмотрение 98 обращений граждан о нарушениях прав в сфере оказания услуг связи.

По 83 обращениям проведены предварительные проверки поступившей информации, объявлено 2 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в области защиты прав потребителей, требований технических регламентов, нормативных правовых актов.

Основаниями, послужившими причиной для обращений граждан, являлись:

  • подключение операторами сотовой связи дополнительных услуг без согласия абонента и требующих их оплаты;

  • самостоятельное изменение (увеличение) операторами связи тарифов на услуги связи.

Правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи устанавливает Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2014 г. №1342, утверждены Правила оказания услуг телефонной связи, которые в том числе регулирует отношения между абонентом и (или) пользователем услуг телефонной связи и оператором связи при оказании услуг подвижной радиотелефонной (сотовой) связи.

Так, оказание дополнительных услуг, осуществляется с согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, идентифицирующих абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение данных услуг (п. 5 ст. 44 Закон о связи).

При подключении услуг телефонной связи, предоставленных без согласия потребителя, абонент вправе отказаться от их оплаты (подпункт «б» п. 26 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2014 г. №1342).

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, Законом о связи предусмотрен обязательный для сторон правоотношений досудебный порядок урегулирования спора путем направления оператору связи претензии (п.4 ст.55 Закон о связи).

Оператор связи обязан зарегистрировать претензию не позднее рабочего дня, следующего за днем ее поступления и в течение 30 дней со дня регистрации претензии рассмотреть ее и проинформировать о результатах ее рассмотрения лицо, предъявившее претензию. Указанная информация направляется в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, если такая форма указана в претензии.

В случае если предъявленная претензия будет отклонена оператором связи полностью или частично либо не получен ответ в установленные для ее рассмотрения срок, абонент имеет право предъявить иск в суд.

Относительно изменения тарифов на услуги связи разъясняем, что в силу положений п.1 ст.28 Закона о связи тарифы на услуги связи устанавливаются оператором связи самостоятельно.

При оказании телематических услуг связи, телефонной связи либо телевизионного вещания и (или) радиовещания, оператор связи вправе изменить тариф, известив об этом не менее чем за 10 дней до введения новых тарифов через свой сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (подпункт «б» п. 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2007 г. №575; подпункт «е» п.24 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2014 г. № 1342; подпункт «в» п. 24 Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2016 г. № 785). Абонентам подвижной связи, в отношении которых применяется изменяемый тариф, дополнительно направляются короткие текстовые сообщения с информацией об изменении действующих тарифов на услуги подвижной связи.

Из указанного следует, что оператор связи обладает правом на самостоятельное изменение (увеличение) тарифа, при этом на него возлагается обязанность по предварительному извещению абонентов об этом.

Руководствуясь изложенным, считаем необходимым обратить внимание потребителей на вышеуказанные нормативные правовые акты и в случае возникновения нарушений со стороны оператора связи отстаивать свои потребительские права.


Вернуться в раздел