"Горячая" линия
Телефонная справочная линия

старше 16

Роспотребнадзор защищает права потребителей. Итоги работы за 2019 год


07.02.2020

По итогам деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан за 2019 год, в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. №2300-1, ч. 1, 2 ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10 июля 2012 г. №748, проведен следующий комплекс мероприятий, направленных на защиту прав потребителей:

  • проконсультировано граждан на личном приёме – 430 человек;

  • проконсультировано граждан по телефону «горячей линии» – 5466 человек.

За 2019 г. в Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан поступило на рассмотрение 14 702 обращения граждан, из них письменных обращений – 13 010 (88,5%), устных – 1692 (11,5%), о нарушении прав потребителей – 7093 (48,5%).

Наиболее распространенными причинами направления обращений граждан на нарушения законодательства в области защиты прав потребителей являлись нарушения в сферах:

  • розничная торговля – 3398 обращений (47,9%), из них на нарушения в сфере розничной торговли продовольственными товарами – 851 обращение (12%);

  • предоставление жилищно-коммунальных услуг – 1279 обращений (18%);

  • страховая и банковская деятельность – 553 обращений (7,8 %);

  • услуг связи – 265 обращений (3,7%);

  • медицинские услуги – 247 обращений (3,5%);

  • бытовое обслуживание – 239 обращений (3,4%);

  • общественное питание – 198 обращений (2,8%);

  • туристские услуги – 60 обращений (0,8 %);

  • транспортные услуги – 53 обращения (0,7%);

  • техническое обслуживание и ремонт автомототранспортных средств – 42 обращения (0,5 %).

В 2019 г. рассмотрено 29 обращений граждан, адресованных Президенту Российской Федерации по вопросам защиты прав потребителей.

При проведении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей в 2019 г. проведено 1368 внеплановых проверок, 6 контрольных закупок и 1 административное расследование.

Из общего количества внеплановых проверок 1088 (79,5 %) проведены на основании приказов Роспотребнадзора в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и 70 проверок проведены по основаниям, предусмотренным п.п. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Наибольшее количество проверок в области защиты прав потребителей проведено в сфере розничной торговли – 1291 (94,3 %).

В сфере услуг – 77 проверок (5,6%), из них: в организациях общественного питания – 50 проверок (3,6%), в организациях, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, – 7 проверок (0,5%), в организациях бытового обслуживания осуществлено 4 проверки (0,3%), прочие – 18 проверок (1,3%).

По итогам федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей в 2019 г. при проведении проверок выявлено 4977 нарушений. На виновных лиц вынесено 1771 постановление о назначении административного наказания, в том числе 704 постановлений о назначении административного наказания в виде предупреждения (39,7 % от общего количества) и 1067 административных штрафов (60,3 % от общего количества) на сумму 5,6 млн. руб.

Для рассмотрения в суды направлено 222 дела об административных правонарушениях, судами принято решение о привлечении к административной ответственности и назначении административного наказания по 184 делам об административных правонарушениях, из них назначено 47 административных штрафов и 116 административных штрафов с конфискацией.

Вынесено 182 представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Осуществлено 1901 мероприятие по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, из них посредством наблюдения за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети «Интернет» и СМИ – 534 и наблюдения за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по предоставлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом – 1367 мероприятий.

Проведено 4970 предварительных проверок по обращениям потребителей. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по результатам проведенных предварительных проверок объявлено 166 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

По фактам выявленных нарушений в области защиты прав потребителей выдано 1067 предписаний об устранении нарушений обязательных требований по результатам проведенных проверок.

Подано в суд 279 исков в защиту прав потребителей, из них рассмотрено 216 исков, удовлетворены имущественные требования потребителей на сумму 5,8 млн. руб.

По поручению Правительства Российской Федерации создан Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей (ГИР ЗПП) http://zpp.rospotrebnadzor.ru/, который состоит из 9 модулей – «Справочник потребителя», «Нормативные правовые акты», «Информационно-аналитические материалы», «Органы и организации в сфере защиты прав потребителей», «Результаты проверок», «Продукция, не соответствующая обязательным требованиям», «Новости», «Судебная практика» и «Виртуальная приемная», которые доступны любому интернет-пользователю.

На сайте ГИР ЗПП размещена вся нормативная база по защите прав потребителей, в том числе региональная, образцы претензионных и исковых заявлений, памятки потребителям, судебная практика в сфере защиты прав потребителей и многое другое. Также на сайте собран архив по всем случаям нарушения технических регламентов Таможенного союза.

Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в 2019 году размещены на государственном информационном ресурсе следующие материалы:

  • информационно-аналитические – 15;

  • новостные – 161;

  • судебные решения – 52.

На сайте действует модуль «Виртуальная приемная», на котором в 2019 году граждане оставили 84 обращения по вопросам, связанным с защитой прав потребителей в Республике Башкортостан. На 75 обращений даны ответы и разъяснения, в соответствии с законодательством Российской Федерации, 9 обращений заблокировано по обоснованным причинам.

Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан призывает всех жителей республики активно обращаться к Государственному информационному ресурсу в сфере защиты прав потребителей (ГИР ЗПП) http://zpp.rospotrebnadzor.ru.


Вернуться в раздел